Часть полного текста документа:Табачная война Запрещенные деньги Если бы Колумбу когда-либо пришло в голову, что последствия его, казалось бы, невинного поступка, достигнут таких грандиозных масштабов, он скорей всего поостерегся бы ввозить в Европу табак. Однако дело сделано. Табак стал распространяться по миру со скоростью мысли, легко и быстро завоевывая чужие страны, города и рынки. Казалось, спасения от пагубной привычки выкурить сигаретку-другую нет. Однако к третьему тысячелетию нашли, как многие думают, единственный и правильный выход из сложившейся ситуации - начали запрещать курение на местах, предотвращать продажу табака подросткам до 18 лет, а также проводить крупномасштабные антитабачные кампании. И эта борьба продолжается до сих пор. Согласно статистике На сегодняшний день российский табачный рынок, чей объем составляет 250 млрд. шт. сигарет в год довольно устойчив: · 36% взрослого населения относятся к постоянным курильщикам, · 11% курят время от времени, · 45% курильщиков предпочитают сигареты отечественного производства, · 35% - импортного, · 20% не отличаются устойчивыми пристрастиями. При этом предложение превышает спрос. Именно сейчас табачные компании активно стали наращивать производство, в результате чего сигарет в продажу поступает на 10 % больше потребности. В частности, резко расширилось местное производство транснациональных компаний. В 2000 г. самое крупное в России табачное предприятие "RJR Петро" увеличило выпуск до 65 млрд сигарет в год. В мае 1999 г. открылась фабрика "Лигетт-Дукат" (30 млрд сигарет), в декабре - "Philip Morris-Ижора" (25 млрд сигарет). Значительное влияние на рынок оказало появление небольших региональных предприятий мощностью 0,5-2 млрд дешевых сигарет без фильтра в год. По итогам первых 8 месяцев 1999 г. рост производства сигарет по отношению к соответствующему периоду прошлого года составил 24 %. Расширение собственно российского табачного производства во многом обязано сокращению импорта сигарет - если в 1996 г. их было ввезено более 100 млрд шт., то в 2000 г. всего 40 млрд шт. Одновременно с этим импортеры табака снижают цены: именно поэтому сегодня цены на привозные сигареты на 10-15% ниже, чем до кризиса. Излишки российской табачной промышленности пока находят сбыт на Украине, где после введения единого налога на табачные изделия цены выросли на 20-50%, но Киев, по всей видимости, вскоре найдет возможность защитить свой рынок от российских сигарет, после чего останется единственный способ повысить спрос - снизить цены. Западные компании проделывали это уже неоднократно. В сентябре 1999 г., например, существенно (с 7,5 до 6 центов) упали цены на "Приму" фабрики "Лигетт-Дукат". Специалисты также предрекают 15% снижение цены на самую популярную марку из недавно запущенных сигарет - "Петр I". Подобное наращивание мощностей вызвано помимо многих экономических и прочих причин тем, что даже при введении новых законов люди не только не перестают курить, а, скорее, начинают. Это связано не только с кризисными ситуациями, которым сильно подвержена Россия, но и с беспомощностью практически всех антитабачных кампаний, которые проводятся в нашей стране. Как все начиналось Для того, чтобы понять, каким образом табачный рынок разросся в России до таких размеров, обратимся к историческому периоду, предшествующему развалу СССР. ............ |