Часть полного текста документа:1. Крещение Слово "крещение" - славянский эквивалент греческого "баптисма" ("погружение"). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя. Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в знак того, что отказываются от совершения зла, смывают с себя, "топят" грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход Которого проповедовал Иоанн. Вода - символ очищения, символ жизни, но одновременно - и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озер и источников - священный акт приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы. Но в религии Богооткровения все священнодействия становятся прямым орудием Бога, посредством которого Он дает Свою благодать и раскрывает смысл Своего действия в мире, одновременно осуществляя это действие. "Крещение покаяния", которое совершал Иоанн Предтеча, раскрывает смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них; являет требования Бога к людям: расстаться со своими грехами, покаяться в них и тем самым приготовиться к встрече Спасителя, обещанного Богом. В "крещении покаяния" осуществлялось и целительное воздействие Божие на зараженные грехом человеческие души. Христос Сам принял крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в очищении, ибо был безгрешен, и в спасении, поскольку Сам являлся Спасителем. Но Он погрузился в воды Иордана, чтобы показать, как "надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф.3.15). Принимая крещение во имя Христа, человек не просто "смывает" с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха - умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Продолжая грешить после крещения, человек тем самым отказывается от благодати: "Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого" (2 Пет.2.20). Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников - крестных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. Крещение в Православной Церкви и совершается троекратным погружением с головой в купель - во имя Отца, Сына и Святого Духа. Крещение обливанием допускается лишь в крайнем случае, когда отложить его невозможно, а совершить крещение погружением не позволяют условия. Над крещаемым произносится заклинательная молитва "отгнания диавола". Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Христу. Например, острижение волос в греко-римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крестном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой..." (Мф. 16.24). Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещеному преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос. Перед крещением сам человек или его крестный должен трижды отречься от сатаны "и всех дел его, и всего служения его" и трижды исповедать (заявить во всеуслышание) свое желание "сочетаться со Христом". ............ |