Специалист по методологии таможенного оформления ООО "Национальный таможенный брокер" Ионичева Валентина Николаевна
По результатам первых месяцев работы в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза (ТК ТС), можно отметить быстрое приспособление участников ВЭД к изменениям таможенного законодательства. При этом необходимо упомянуть о стратегических целях создания таможенного союза, а также остановиться на текущих проблемах, связанных с практикой применения положений ТК ТС
В соответствии с Договором «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» от 6 октября 2007 года таможенный союз представляет собой форму торгово-политической интеграции Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, предусматривающую единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Таможенный союз предусматривает также единый таможенный тариф и другие меры регулирования торговли с третьими странами.
Согласно вышеуказанному договору, таможенный союз создан в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции сторон.
Формирование таможенного союза со странами ЕврАзЭС, включая гармонизацию законодательства и правоприменительной практики, является частью главного стратегического плана России, выразившегося в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р. Согласно данной Концепции, формирование таможенного союза относится к первому этапу инновационного развития России (2010 – 2012 гг). Второй этап инновационного развития России в области укрепления внешнеэкономических позиций России (2013 – 2020 гг.) предусматривает обеспечение полномасштабного функционирования таможенного союза и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.
ТК ТС базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции), а также соответствует принципам Генерального соглашения о тарифах и торговле. Законодательство таможенного союза ориентировано на долгосрочную перспективу, его положения направлены на дальнейшую интеграцию государств – членов таможенного союза в систему ГАТТ/ВТО.
С учетом международного опыта, любая экономическая интеграция сопровождается различного рода проблемами и трудностями. Часть из них связана с отработкой норм унифицированного таможенного законодательства на практике. Приведем конкретные примеры таких проблем и возникших вопросов после вступления в силу ТК ТС с 1 июля 2010 года, с которыми пришлось столкнуться нашей организации.
1. ТК ТС содержит много отсылочных норм к законодательству государства - члена таможенного союза. В настоящее время в Российской Федерации Таможенный кодекс РФ действует в части, не противоречащей новому ТК ТС. ............