Часть полного текста документа:Танго на краю пропасти Аргентина преподносит уроки неудачной экономической политики На прошлой неделе международное рейтинговое агентство Standard and Poor`s понизило суверенный рейтинг Аргентины практически до преддефолтного уровня CCC+. Кризис, который вот уже более года разворачивается в Аргентине, выглядит до боли знакомым. Повторение аргентинских уроков полезно для нас, по крайней мере, в двух отношениях. С одной стороны, здесь очевидны типичные ошибки экономической политики, которые чреваты дестабилизацией экономической ситуации в стране. С другой стороны, аргентинский опыт в очередной раз свидетельствует, что наш экономико-политический опыт не отличается принципиально от опыта других стран сопоставимого уровня развития, несмотря на всю специфику российского коммунизма. Урок первый состоит в том, что никакие успехи сами по себе не являются гарантией от срыва в финансовый кризис. Собственно экономические решения, сколь бы важными они ни были, недостаточны для обеспечения устойчивости хозяйственной системы. Необходимы для этого, по крайней мере, два момента. Во-первых, адаптивность и гибкость действий властей, прежде всего в сфере денежной политики. Даже те инструменты, которые на определенных этапах доказали свою эффективность, не могут рассматриваться как абсолютно эффективные и потому вечные. Применительно к современной Аргентине это относится, разумеется, к currency board. Опыт многих стран второй половины 90-х (включая Россию) достаточно убедительно свидетельствовал, что фиксированный курс национальной валюты чреват серьезными денежными и политическими потрясениями. Этот режим стал опасным после девальвации бразильской валюты в 1999 году, что подорвало конкурентоспособность аргентинских товаров. Однако для аргентинского руководства фиксированный курс национальной валюты был чем-то вроде "священной коровы": ведь именно этот режим, как казалось, позволил положить конец периоду длительной инфляции. Соответственно, вопрос об отказе от currency board представлялся совершенно теоретическим, а денежные власти даже ставили вопрос о перспективе полного отказа от национальной валюты и перехода на доллар. Во-вторых, политическая стабильность, и особенно способность политической элиты объединиться перед угрозой тяжелых экономических потрясений, является фактором ничуть не менее значимым для экономической политики, чем решения правительства и Центробанка. Аргентинская элита оказалась расколотой, и возможности принятия необходимых решений, гибкого реагирования на быстро меняющиеся обстоятельства резко тормозились группами интересов. В результате блокировались решения по балансированию бюджета и решению других насущных проблем. Все это нам, впрочем, хорошо известно по событиям первой половины 1998 года. Еще один аргентинский урок повторяет опыт России 90-х годов. Кредиты международных финансовых организаций, предоставляемые в таких условиях, демонстрируют весьма низкую эффективность. МВФ принимал быстрые решения по Аргентине, выделяя кредиты, не сопоставимые с российскими. Не помогают и финансово-экономические гении, на роль которого в данном случае претендовал Доминго Кавальо. Для спасения ситуации автор "аргентинского экономического чуда 1991 года" был теперь призван в правительство в качестве министра экономики и общественных работ. ............ |