Часть полного текста документа:Тантры Тантры (санскр. tantra - "учение", "магический обряд"), один из самых значительных классов средневековой индуистской литературы, включающий в широком смысле эзотерические (точнее, претендующие на эзотеризм) тексты вишнуитов, шиваитов и шактистов, в узком - только последних. Тантрические пассажи обнаруживаются уже в некоторых поздних Упанишадах, отдельных произведениях культовой индуистской поэзии (махатмии, стотры, некоторые бхактистские поэмы), в еще большей степени в Пуранах, включающих диалоги мужского и женского божеств, а также информацию о тайных слогах, формулах и диаграммах, но в целом Тантры датируются позднее всех названных сочинений. Одни из первых упоминаний о Тантрах как текстах содержатся в Бхагавата-пуране, составленной в 10-11 вв., а их первые непальские рукописи датируются 7-9 вв. Общие характеристики Тантр в широком смысле (вишнуитские самхиты, шиваитские агамы и шактистские тантры) включают положение о том, что Веды были более актуальны для прошедших эпох, а в настоящее время замещаются современными тантрическими текстами, частичный отказ от варново-ашрамной дхармы и "демократизм" - адресатами этих текстов являются не только "дваждырожденные", но также шудры и женщины. Основными составляющими текстов являются тайные обряды и учения, которые могут быть получены только от учителя-гуру после прохождения особой инициации (дикша) и не могут быть переданы никому из "непосвященных". Всем тантрическим текстам в широком смысле нормативно присущи четыре раздела: 1) "знание" (джняна), включающее как учения веданты и санкхьи, так и чисто оккультные познания тайных сил сакральных слогов, мантр и диаграмм (янтры); 2) "медитация" (йога) - упражнения по созерцанию и визуализации определенных объектов, предполагающие обретение оккультных сил; 3) "действие" (крия) - инструкции по изготовлению идолов, а также сооружению и освящению храмов; 4) "поведение" (чарья) - правила, касающиеся выполнения обрядов и обязанностей, а также участия в праздниках. Тантры в специальном смысле - тексты шактистов - почитателей обожествляемых женских космических энергий (шакти), прежде всего "Великой Шакти", "Матери", "Горянки" (Парвати), "Богини" (Дэви) и т.д., которая, несмотря на множество имен, есть единая "Высшая владычица" (Парамешвари). Шактистский культ неотличим от оккультизма: основное место в нем занимает употребление сакральных слогов (как правило, лишенных смысла), называемых "семенами" (биджа) будущих плодов, мантр - магических обращений и формул, янтр - диаграмм, изображаемыми на металле, бумаге или других материалах, мудр - определенных сложений пальцев и движений рукой, сопровождающих произнесение мантр. Благодаря этим "инструментам" адепт становится садхакой или магом, принуждающим божество выполнять его желания. Шактистский культ включает также кундалини-йогу и знаменитые "пять "м"" - питье вина (мадья), мясная (мамса) и рыбная (матсья) пища, "опаленная" пища (мудра) и ритуальные соития (майтхуна): все эти действа осуществляются в узком круге посвященных (кула - "семья" Дэви), который состоит из пар мужчин и сидящих слева от него женщин (отсюда "тантра левой руки"). В некоторых текстах указывается, что Тантр всего 64, однако их значительно больше. Как правило, они построены в форме диалогов между Шивой и Парвати: когда она задает вопросы и Шива отвечает как учитель, эти Тантры называются агамами, когда же они меняются местами - нигамами. I. ............ |