Часть полного текста документа:Тайна "эффекта 25-го кадра". Миф и реальность Евгений Романов Каждый в отдельности у нас Кулибин с Тимирязевым. Но все вместе мы толпа круглосуточных дураков. Михаил Задорнов В 1958 г. американский мошенник Вайкари срубил $22,5 млн., придумав лохотрон под названием "25-й кадр". Этот бред уже опровергли сто раз; уже давно сам Вайкари признался в фальсификации, но... эта утка выжила, перелетев в страну "круглосуточных дураков". Здесь она жиреет прямо на глазах на деньги, "отборные" у наших налогоплательщиков. ГАЗЕТА Los Angeles Times (25 августа 2002 г.) позабавила своих читателей статьей о 25-м кадре "Злоупотребление силой суггестии в русских рекламах" (Abusing the Power of Suggestion in Russian Ads). Поскольку США переболели этой болезнью еще в 1950-х годах и "в США не ведется мониторинг реклам на предмет подсознательных сообщений, так как это не считается проблемой", газета напомнила читателям забавную историю блефа о подсознательной рекламе; историю мошенничества, обывательского легковерия и неразборчивости СМИ. Газета удивляется тому, что этот "труп" эксгумировали в России. Аж через полвека! Доктор технических наук Светлана Немцова, замдиректора Института телевидения и радиовещания (ВНИИТР), и доктор биологических наук Грант Демирчоглян, офтальмолог из Института физкультуры, подняли в российской прессе грандиозную шумиху о присутствии в телерекламах скрытых вставок, известных у нас под названием "25-го кадра", а в мире, как "сублиминальная", или подсознательная, реклама. Было торжественно заявлено, что создан чудо-прибор ОДСВ-1 (Опытный детектор скрытых вставок) для отлова незаконных кадров в телепередачах. Все трепещут! На пресс-конференциях этот дуэт пугает легковерных простаков: "Мы находимся всего в одном шаге от сенсорного терроризма. И те случаи, которые уже известны - это только предвестники". Не больше, не меньше! Далее: "Скрытые кадры пагубно воздействуют на подсознание людей. Если, например, в таком кадре написано "Убей соседа" - человек может почувствовать необъяснимую агрессию и эта установка может сработать". (Здесь обычно все падают в обморок.) "Навязанная информация воспринимается помимо воли, это похоже на гипноз. Можно внушить любые поступки, идеологию". Вот бы этим ребятам высказать этакое в 1958 году, когда американские психологи вдребезги разносили "теорию" Вайкари. Глядишь - мошенник слупил бы с легковерных корпораций еще пару миллиончиков. "Навязанная информация" здесь, несомненно, имеет место быть, но только в головах наших уважаемых ученых. Печально, что это именно ученые. Правда, они работают в областях, не имеющих никакого отношения к экспериментальной психологии, той науки, которая исследует воздействия на сознание человека. Но настоящий ученый тем и отличается от около- и псевдо-научного верхогляда, что он никогда не оперирует данными, предварительно все досконально не перепроверив. Особенно, когда эти данные столь социально значимы и когда они столь далеки от области его научных интересов. Поскольку у нашего "ученого" дуэта на перепроверку времени нет - оно всецело расходуется на обличительные пресс-конференции и охоту на рекламных ведьм - давайте сами обратимся к первоисточникам. ............ |