Часть полного текста документа:Тегнер Исайя А. Ганзен Тегнер Исайя (Tegner Esaias, 1782-1846) - крупнейший поэт Швеции. Сын сельского капеллана, выходца из крестьян. Окончил ун-т в Лунде, там же был доцентом по эстетике (1810) и профессором греческого языка (1812-1826). В 1819 стал членом Шведской академии, а последние 20 лет (с 1824) жизни занимал пост епископа в Вакшо. Т. дебютировал в литературе под сильным влиянием ложноклассицизма. Широкую известность доставила Т. в 1808 "Боевая песнь сконских ополченцев" (Krigssang for skanska landtvarnet), проникнутая пламенным патриотизмом, в результате чего она и нашла живейший отклик во всей стране, возбужденной предстоявшей войной с Данией. В 1811 Т. получил премию Шведской академии за поэму "Свея" (Svea - старинное название Швеции), в которой определился переход Т. от классицизма к романтизму. Первая часть поэмы написана традиционным александрийским стихом, во второй же части Т., ломая застывшие каноны академической школы, изливает в свободном и живом стихе волнующие его чувства, - славит красоту родной природы, бичует слабости и пороки своей эпохи и зовет соотечественников к борьбе за лучшее будущее. Посетив в 1812 Стокгольм, Т., как бы в виде ответа ярым фосфористам, т. е. приверженцам немецкого романтизма, издававшим литературный журнал "Фосфор" (см. "Скандинавская литература", раздел: Шведская литература) и упрекавшим Т. в "показательно-выжидательном нейтралитете", примкнул к Союзу Готов, объединившему сторонников шведского романтизма и начавшему издавать журнал "Идуна", в котором печатались лучшие образцы шведской поэзии нового направления, очерки и статьи на темы о древнескандинавской истории и литературе. На несдержанные выпады фосфористов Т. откликался остроумными экспромтами и сатирическими стихотворениями (одно из лучших - "Полярное путешествие" - Polarresan). В двух своих знаменитых речах: в 1817 (на праздновании 300-летия Реформации) и в 1820 (на празднике торжественного посвящения магистрантов Лундского ун-та в магистры) - Т., отметив заслуги классической литературной школы, осудил крайние увлечения и слабости шведских романтиков, особенно неясность и туманность их творчества. Поэтический талант самого Т. к тому времени созрел, и творчество его, питаемое такими источниками, как древнеклассическая поэзия и произведения Байрона, Эленшлегера, Гёте и Шиллера, подымалось к своим вершинам. Несколько патетический стиль Т., вполне, однако, гармонировавший с темами и отвечавший требованиям эпохи, поражает гибкостью и богатством оттенков, стих - силою, звучностью, разнообразием ритмов. Если прибавить к этому богатство и силу поэтических образов, глубину чувства и остроумие, то понятно, почему Т. оказался крупным художником слова в любой области - и в обработке монументальных древнескандинавских сказаний, и в меткой летучей сатире, и в идиллических картинах природы, и даже в частных своих письмах. Многие из последних - настоящие шедевры эпистолярного искусства. Не имел себе равного Т. во всей современной Скандинавии и как оратор. Творчество Т. - крупнейшее явление в шведской литературе XIX в. К числу лучших произведений Т. относятся поэмы: "Конфирманты" (Nattvardsbarnen, 1820), "Аксель" (Axel, 1821), "Песнь о Карле XII" (Karl XII, 1818), ставшая национальным гимном шведов; идиллия (в гекзаметрах) "Невеста" (Kronbrud, 1841) и "лебединая песнь поэта" - "Прощание с лирой" (Afsked til min lyra, 1845). ............ |