Тольяттинский Государственный Университет
Кафедра теории и методики физического воспитания
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ
СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Выполнил:
студент 5-го курса
группы С-502
Загуменнов М.А.
Научный руководитель:
д.м.н., профессор
Мартьянов Б.И.
Тольятти 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Состояние вопроса по литературным источникам.
1.1 Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта
1.2 Техника в спортивном ориентировании
1.3 Характеристика элементов техники
1.4 Построение подготовки спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки
1.5 Заключение
2. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель исследования
2.2 Задачи исследования
2.3 Методы исследования
2.4 Организация исследования
3. Результаты исследования и их обсуждение.
3.1 Обоснование комплекса упражнений и методика их использования в экспериментальной группе
3.2 Анализ ошибок в спортивном ориентировании
3.3 Обсуждение результатов
Выводы
Практические рекомендации
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Спортивное ориентирование – это молодой и быстро развивающийся вид спорта. Он удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить, испытывая большие физические нагрузки.
Тенденции в развитии ориентирования, подготовки дистанций и технике изготовления спортивных карт, а главное – в понимании сути соревнований по спортивному ориентированию, привели к тому, что сейчас современному спортсмену-ориентировщику необходимо усиленно работать над повышением своего технического мастерства (Огородников Б. И., Кирчо А. Н., Крохин Л. А.) [31]. Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях.
Техническая подготовка ориентировщиков состоит в овладении приёмами и методами работы с картой и компасом, а также измерения расстояний с целью определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс начальной подготовки в спортивном ориентировании.
Предмет исследования – методика технической подготовки юных ориентировщиков.
Цель исследования: совершенствование методики обучения техническим навыкам ориентирования на этапе начальной спортивной специализации.
Задачи исследования:
1. Выявить основные средства обучения технике ориентирования.
2. Разработать методику, основанную на поэтапном формировании компонентов способности ориентироваться в пространстве.
3. Определить основные критерии оценки технических навыков ориентирования.
Гипотеза исследования состоит в том, что модернизированная методика обучения технике ориентирования будет способствовать совершенствованию системы подготовки спортсменов-ориентировщиков.
Элементы новизны исследования:
Начальное обучение технике ориентирования осуществлялось непосредственно на местности с применением измерений.
Подбирались упражнения, которые создают неожиданные ситуации – проблемы для ориентирования, поскольку ошибки в ориентировании неизбежны, поэтому мы включали их в процесс обучения.
Разработаны критерии оценки основных элементов техники ориентирования.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ИСТОЧНИКАМ
1.1 Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта
Спортивное ориентирование – молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. ............