Асп. Чельдиева Л. Ш., асп. Волох Е. Ю., проф. Василиади Г. К.
Кафедра технологии продуктов общественного питания.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
Работа посвящена проблеме йоддефицита в регионе Северного Кавказа, состоянию здоровья детей дошкольного возраста и путей профилактики патологии щитовидной железы.
История йодной недостаточности стара как человеческая цивилизация. Распространенность заболеваний щитовидной железы в течение последнего десятилетия имеет выраженную тенденцию к дальнейшему росту. Этому способствует влияние неблагоприятных факторов окружающей среды (последствие чернобыльской аварии, увеличение радиоактивного фона в ряде местностей, ухудшение общей экологической обстановки, снижающее иммунологическую защиту организма, а также прекращение планового проведения йодной профилактики в эндемических зонах).
В системе профилактики заболеваний щитовидной железы важное место, кроме оптимизации содержания йода в продуктах питания, занимает ранняя диагностика. Г.С. Зефирова [1] отмечает, что в течение последних 10 – 15 лет несколько изменилось представление о патогенезе, способах диагностики и лечения заболеваний щитовидной железы. Перечисляя новые методы обследования, автор указывает на определение свободных тиреоидных гормонов тиреоспецифических аутоантител ультразвуковой, компьютерной томографией. Трудно не согласиться с мнением Г.С. Зефировой, однако все эти методы очень трудоемки и дорогостоящие, а обследование необходимо проводить во всех школах и детских садах.
Разработанный нами метод диагностики основан на определении функциональной деятельности щитовидной железы, которая по данным [1] коррелирует с уровнем гормонов Т3 Т4.
Как известно, одним из физиологических факторов тиреоидных гормонов является теплообразование и поддержание определенной температуры тела. Следовательно, чем активнее физиологическая деятельность щитовидной железы, тем выше должна быть излучаемая температура. В связи с этим численное значение излучаемой радиационной температуры является лучшим показателем функциональной деятельности органа [2, 3].
Наши исследования проводились в детском саду № 106 г. Владикавказа в средней и подготовительной группах детей.
Средний температурный показатель щитовидной железы составил 33,6 °С, а оптимальный показатель щитовидной железы этого месяца составляет 34,5 °С.
В средней группе из 36 детей тахикардия отмечалась у 11, что составляет 30,5 %. Брадикардия отмечена у одного ребенка. В подготовительной группе тахикардия отмечена у 2 детей из 31, что составляет 6,4 %. В этой группе вызывает тревогу явление брадикардии – 13 детей (41,9 %).
Таким образом, с возрастом повышается процент детей с нарушением работы сердечно-сосудистой системы – около 50 %.
Следует обратить внимание и на закономерность развития патологии. Так, брадикардия проявляется у 33 % девочек и 50 % мальчиков, тахикардия соответственно 28,5 и 33,3 %
Вызвано ли это явление только дефицитом йода в организме детей? Наши исследования [4] дают основание считать, что основная причина заключатся в том, что у детей отмечается недостаточность функциональной деятельности щитовидной железы, что является одной из причин развития ее патологии, обуславливающей нарушение в сердечно-сосудистой системе. ............