Часть полного текста документа:Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе Бондарев Валерий Петрович, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО Личностно-ориентированная технология педагогического сопровождения учащихся предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика. Основные цели образовательного процесса средней общеобразовательной школы, осуществляющей педагогическое сопровождение учащихся заключаются в следующем: - разработка технологии образовательного процесса, в основу которого положено создание системы субъектно-субъектных отношений между его участниками; - создание условий для осуществления разностороннего развития школьников (многопрофильная школа с различными адаптивными формами обучения), включающую практическую пробу сил в различных видах деятельности (учебной, профессионально-ориентированной, художественной, досуговой), как непременное условие приобретение социального опыта. Реализуются поставленные цели в процессе личностно ориентированного урока, внеурочной, внеклассной деятельности учащихся педагогами, психологами, осуществляющими сопровождение, в процессе взаимодействия школы и иных образовательных учреждений (профессиональных: вузы, колледжи, ПУ), учреждений дополнительного образования и культуры, предприятий и организаций различных форм собственности, службы занятости, в профильном и профессиональном обучении, на групповых и индивидуальных консультациях, тренингах и в других всевозможных видах деятельности. Педагогическое сопровождение, осуществляемое в стенах образовательного учреждения, реализует социальную функцию образования, дает возможность молодежи овладеть социально значимыми нормативами в виде заданных образцов и руководствоваться ими в собственном поведении. Это особенно важно при допрофессиональном и начальном профессиональном образовании, где на первых порах от ученика требуют "делай как я". Требует этого и стандарт образования, обязательный для всех. Метод аналогии, как метод сопровождения, может быть, применен в данном случае, особенно на начальной стадии обучения. Традиционная образовательная система достигла своих наивысших результатов действуя в данной парадигме. При этом подходе ориентация на личность ученика совсем необязательна. Реализация развивающей функции образования обеспечивается педагогическим сопровождением с помощью комплексного использования следующих методов: рефлексии, системного анализа, проблемного обучения (эвристического, исследовательского, проектов), осуществляемых, в первую очередь, на уроке. Деятельность педагога, осуществляющего сопровождение, направлено в этом случае не на воспроизводство информации, как в первом случае, а на работу с субъектным опытом ученика; гибкого анализа его познавательных и профессиональных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений; раскрытие способов мышления, сложившихся в процессе познания каждого ученика. ............ |