Часть полного текста документа: ТЕМА АГРЕССИИ В ФИЛОСОФИИ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКАХ ОГЛАВЛЕНИЕ: Наименование разделов I.ВВЕДЕНИЕ II.АГРЕССИЯ: РАБОЧИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ III.ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА Понятие агрессии у Зигмунда Фрейда Понятие агрессии у Конрада Лоренца Бихевиоризм и агрессия Нейрофизиологический подход Фрустрационная теория Современный подход IV.ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА Агрессия по Э.Фромму Тема зла по Н.О.Лосскому V. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ VI.РАЗРАБОТКА АВТОРСКОЙ МОДЕЛИ АГРЕССИИ Философский анализ проблемы Составление модели человеческого восприятия Анализ модели Чувства, эмоции, воля, вера, сомнение, идеал и цель Справедливость или свобода? Лучше ответственность! О доброте, свободе и ответственности Применение модели VII.Выводы VIII.Обобщения ЛИТЕРАТУРА ПЛАН I.ВВЕДЕНИЕ II.АГРЕССИЯ: РАБОЧИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ III.ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА (Понятие агрессии у З.Фрейда, понятие агрессии у К.Лоренца, бихевиоризм и агрессия, нейрофизиологический подход, фрустрационная теория, современный подход) IV.ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА (Агрессия по Э.Фромму, тема зла по Н.О.Лосскому) V.ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ VI.РАЗРАБОТКА АВТОРСКОЙ МОДЕЛИ АГРЕССИИ (Философский анализ проблемы, составление модели человеческого восприятия, анализ модели, применение модели) VII.Выводы VIII.Обобщения ВВЕДЕНИЕ Противостояние добра и зла, иначе - человеческой деструктивности, всегда интересовала мыслителей разных времён. В истолковании метафизики зла сильны христианские, философско-антропологические традиции. "Существование зла, - отмечал Н.А. Бердяев, - есть величайшая тайна мировой жизни и величайшее затруднение для официальной теологической доктрины и для всякой монистической философии. Весьма затруднительно рационалистическое решение проблемы зла, указывает русский философ. Остается лишь верить, что зло не имеет изначально самостоятельного, собственно онтологического бытия и, как таковое, не укоренено в самой реальности, а выступает фрагментом жизни, устремленной в целом к добру. Добро и зло не рождаются безотносительно к человеку. Едва возникает вопрос, в чем истоки зла, мысль неотвратимо обращается к философскому постижению человека: добр ли, зол ли он по самой своей природе. В древнейшей философии мы находим полярные точки зрения на эту проблему. Китайский философ Мэн-цзы полагал, что человек изначально добр. Заставлять человека творить зло - значит принуждать человека совершать нечто противоестественное. "Человечность - это сердце человека". Но вот и противоположная точка зрения Сюнь-цзы: "Человек имеет злую природу". Многие столетия длится это теоретическое противостояние, и в нём отражена двойственность, открытость человеческой природы. Противостояние это динамично: то одна, то другая точка зрения становится господствующей, отодвигая противоположную в тень. Книга американских психологов Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон, являющихся одними из наиболее известных исследователей мировой психологии в области изучения агрессии приводит следующие данные: "...Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним. • Около трети состоящих в браке американцев обоего пола подвергаются насилию со стороны своих супругов (Straus Gelles & Steinmetz, 1980). • От трех до пяти тысяч детей в США умирают ежегодно в результате жестокого обращения с ними их родителей (Pagelow, 1984). • Ежегодно 4% пожилых американцев становятся жертвами насилия со стороны членов своих семей (Pagelow, 1980). • 16% детей сообщают, что их избивают братья или сестры (Straus et al., 1980). • Ежегодно в США совершается свыше миллиона преступлений с применением насилия, среди которых более 20 тысяч убийств (Bureau of Census 1988). • Убийство занимает одиннадцатое место среди основных причин смерти в Соединенных Штатах (Baker, 1986). • Главной причиной смерти чернокожих американцев в возрасте от 15 до 34 лет является насильственная смерть (Butterfield, 1992). Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких. ............ |