Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
Кафедра зарубежной литературы и журналистики
Контрольная работа по теме:
Тема природы в романе И.В. фон Гете «Страдания юного Вертера»
Работа студента группы
225б, романо-германского отделения
Сергеева Андрея
Научному руководителю, доценту
Козонковой Ольге Валентиновне
Саратов
2007
Настоящая работа посвящена теме природы в романе Иоганна Вольфганга фон Гете «Страдания юного Вертера» и будет рассматривать это произведение только под этим углом зрения. Первым пунктом нашей работы послужат некоторые критические исследования касающиеся заданной темы. В нашу задачу также входит обзор основных понятий и положений культурных, философских ценностей в период написания исследуемого романа, нужный нам для правильного прочтения восприятия природы в «эпоху разума». Мы попытаемся дать детальный анализ романа Гете; определить и выявить первородность образа природы в заданном произведении.
При ознакомлении с обширной литературой в русскоязычных изданиях о Гете становится очевидным, что проблема поэтики природы Гете мало акцентировалась. Поэтому мы можем говорить о том, что эта проблема мало изучена и освещена еще далеко недостаточно полно. Литература о Гете была по преимуществу посвящена философской, направленческой, идеологической проблематике его творчества. Имеется довольно обширный пласт работ, посвященный природе в ее натурфилософском понимании. Мы же будем понимать под природой «места вне городов» и рассматривать произведения критики, использующие вышеназванную семантику слова.
Для начала ознакомимся с монографией А. Аникста. Она представляет собой обобщающий труд о творчестве великого немецкого писателя. В книге анализируются литературно-эстетические и общественно-политические взгляды Гете, разбираются все наиболее значительные его произведения. В статье «Страдания юного Вертера» автор пишет: «Раскованность его [Вертера] чувств, их сила, любовь к природе – все это выдавало в нем человека нового склада, поклонника Руссо, революционизировавшего все мышление современного ему мира»2. «Несчастливая любовь усугубляет его склонность к крайностям, резкие переходы из одного душевного состояния в противоположное, изменяет его восприятие окружающего». И еще очень важная для нас цитата, которую мы рассмотрим позже: «У Вертера мирообъемлющая душа. Он глубоко ощущает свою связь со вселенной. Ему равно близки небеса с их могучими стихиями, и муравей, ползущий в траве, и даже камень, валяющийся на дороге. Таково коренящееся в самых глубинах души его мироощущение».
У Аникста имеется очень важное замечание по поводу хронотопа в романе. Время коллапсирует: два года от встречи Вертера с природой до свершения суицида структурированы у Гете в следующем порядке:
Весна
Встреча Вертера с богиней-Природой и Лоттой
Лето
Счастливая пора; Вертер активно поддерживает платоническую связь с Лоттой
Осень
Обострение кризиса
Зима
Предсмертное письмо Вертера, написанное им утром в понедельник, 21 декабря
Как мы видим из таблицы, природа в романе не статична. Она изменяется вместе с Вертером, логично идя к концу произведения.
Природа в романе Гете - это вся история мира от ее сотворения до момента ее созерцания Вертером. Природа, пронизанная циклом метаморфоз, принуждена вечно проигрывать свою смерть, и та невидимая связь между ней и Вертером передала ему роковой для человека ритм. ............