Министерство образования и науки российской федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Стерлитамакская государственная Педагогическая Академия им. Зайнаб Биишевой"
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии
Контрольная работа
по методике преподавания психологии
на тему: "Темперамент, его понятие и типы"
Стерлитамак 2011
Лекционное занятие
Тема: Темперамент, его понятие и типы.
Тип занятия: лекционное.
Цель: дать общие понятия о темпераменте, изучить его психологические характеристики.
Задачи:
· развивать умение систематизировать получаемые знания;
· воспитывать внимательность, прилежность;
· стимулировать студентов к самопознанию.
Оборудование: баннер – плакат со схематическим изображением типов темперамента (Приложение 1) на доску, схема с типами темпераментов.
Ход занятия:
- Здравствуйте! Тема сегодняшней лекции "Темперамент, его понятия и типы". Мы разберем на этом занятии общие понятия темперамента, его физиологическую основу, а так же рассмотрим психологические характеристики темпераментов.
Очень часто мы, в отношении какого либо человека, употребляем такое понятие как темперамент для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление понятия, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает это понятие? Слово "темперамент", употребляется нами постоянно и повсеместно, оно нужно и свою роль выполняет. В повседневном общении в него вкладывается достаточно определенный смысл и с его помощью достигается взаимопонимание.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов и т.д. Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2.Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
3.Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). ............