Часть полного текста документа:Темпорализм Макс Шац-Анин Опыт философии еврейской культуры Предисловия Макс Урьевич Шац-Анин (1885-1975) Макс Шац-Анин (Макс Анин - один из его литературных псевдонимов) -профессор-юрист, видный деятель еврейского рабочего движения и культуры, публицист, историк, философ, литературовед, педагог. Он родился 22 июня 1885 года во Фридрихштадте Курляндской губернии России (ныне Яунелгава в Латвии) в многодетной еврейской семье. Его отец был аптекарем, избирался в городские гласные. Окончив Митавскую (Елгавскую) гимназию, Макс Шац поступил на юридический факультет Петербургского университета, но уже в 1906 году за участие в студенческих беспорядках и издание брошюры "Кому нужны погромы?" был арестован и выдворен за пределы Российской империи. Находясь в эмиграции, он продолжил образование в Бернском университете, который окончил в 1908 году и защитил докторскую диссертацию на тему "Национальные проблемы современности", которая в 1910 году была издана в Риге. Жил в Париже, Берлине и Вене, а в 1911 году возвратился из эмиграции в Россию. Макс Шац с юности был увлечен идеями гуманизма, социализма и национального равноправия. В осуществлении этих идеалов он видел разрешение трагических проблем еврейской диаспоры, особенно еврейской бедноты, страдавшей от погромов и унижений. Эта тема стала лейтмотивом всей его жизни и творчества. В 1905 - 1918 годах М.У. Шац-Анин - один из лидеров партии социалистов-сионистов, затем еврейских социалистов-территориалистов, впоследствии Объединенной еврейской социалистической рабочей партии. Является редактором периодических изданий этих партий. В годы Первой мировой войны в Риге, а затем в Петрограде Макс Шац работает в организациях по оказанию помощи беженцам. Еврейская социалистическая партия, к которой примкнул еще в студенческие годы Макс Шац-Анин, некоторое время обсуждала вариант заселения евреями Уганды и других малонаселенных регионов земного шара, а затем, следуя своей социалистической ориентации, увлеклась революционными событиями в России. В марте 1917 года Шац-Анин избирается в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Однако Объединенная еврейская социалистическая рабочая партии (ОЕСРП) выступила против захвата власти большевиками, и в Киеве даже участвовала в деятельности антибольшевистской украинской Центральной Рады, членом которой в 1918 году стал Макс Шац. В конце 1919 года он вернулся в Латвию, где советская власть к тому времени уже пала. Стал основателем и руководителем ряда культурных организаций и печатных изданий для еврейских рабочих. Руководит просветительским обществом "Арбетергейм", является ректором и лектором Еврейского народного университета в Риге, одним из руководителей общества "Культурлига". Множество публикаций М.У.Шац-Анина тех лет в различных периодических изданиях России, Западной Европы и Америки посвящены поискам разрешения еврейского вопроса, "продуктивизации" евреев - вовлечению их в промышленное и сельскохозяйственное производство своей собственной страны. Социальному аспекту истории евреев посвящены его монографии "Национальное освобождение и социалистические партии" (1906), "Пути еврейского пролетариата" (1918), "Евреи-социалисты с 1848 по 1917" (1919), "Социальная оппозиция в истории евреев" (1927), "Общественное движение у евреев до 1917 года" (1930). ............ |