Часть полного текста документа:Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении А. А. Довлатбекян Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Работа выполнена в Московском Государственном художественно-промышленном университете им. С.Г.Строганова Москва 2005 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Предметом исследования диссертации являются самые распространенные мемориальные памятники Армении - хачкары (крест-камни: "хач" - крест и "кар" - камень), не имеющие в мировом искусстве аналогии. Хачкары установлены на территории Армении повсеместно: не только вблизи городов и сел, монастырских комплексов и церквей, они отмечают собой даже самые отдаленные места. Изучение их художественных особенностей - это в значительной степени исследование, оценка и расшифровка всего декоративно-орнаментального искусства Армении. В течение многих веков развитие хачкаров совершенствовалось и превратилось в одну из великолепных областей народного мемориально-декоративного искусства. Хачкары, будучи исключительно армянским явлением, являются характерными памятниками армянской средневековой и позднесредневековой культуры. Корни возникновения хачкаров лежат в раннем периоде христианской истории Армении, но подлинное развитие и распространение они получили с VIII века, когда вытеснили форму мемориальных сооружений, принятую в VI-VII вв. - стелы с изображениями религиозных сцен. Хачкары - это памятники, мемориальные сооружения, воспринимавшиеся как в прошлом, так и сейчас не только как символ веры, но и как произведения искусства, которые служили образцом для работ мастеров следующих поколений. Хачкары в средневековой Армении были сферой приложения сил самых выдающихся скульпторов и камнерезов. Актуальность исследования связана с неослабевающим интересом, проявляемым со стороны искусствоведов, культурологов, историков, архитекторов, скульпторов и художников к уникальному явлению армянской культуры, которым являются хачкары. В настоящее время изучение искусства создания хачкаров требует нового теоретического и искусствоведческого подхода в обобщении и осмыслении многовекового опыта народных мастеров. Представленный в диссертации текстовой и иллюстративный материал может заинтересовать не только искусствоведов и специалистов, занимающихся реставрацией каменных памятников зодчества. Изучение этих произведений поможет современным художникам создать и развить такие новые направления хачкарного искусства, как групповые хачкары, хачкары с мотивами христианской иконографии, монументальные хачкары, а также миниатюрные и сувенирные хачкары. Сохранившиеся на хачкарах тексты содержат ценнейшие сведения для историков, этнографов, лингвистов, фольклористов. Степень разработанности проблемы и историография. Хачкары до 50-х годов XX-го столетия не были специально исследованы с искусствоведческих позиций. В общих чертах хачкары рассматривались в трудах ряда видных ученых (Н. Марр, И. Орбели, Т. Тороманян, Ю. Балтрушайтис, Н. Тарковский, Б. Аракелян, Г. Овсепян, Г. Левонян, К. Кафадарян, С. Мнацаканян, А. Якобсон и др.), однако их систематическое изучение началось лишь в 1960-х годах. Для исследования хачкаров вехой стал отрывок из кандидатской диссертации археолога-литографа С. ............ |