Реферат
по лингвистике
на тему:
"Теоретические проблемы семантики последних десятилетий"
2008
Положение семантики в кругу лингвистических дисциплин за последние полвека изменилось радикально: от пренебрежительного отношения и даже отрицания ее как полноправной области исследования в рамках лингвистики до гипертрофированного интереса к содержательной стороне языка и безусловного признания важности изучения языкового содержания для адекватного представления структуры языка в целом.
Исследование семантики в последние десятилетия ведется по нескольким направлениям. Прежде всего, следует указать на многочисленные работы, относящиеся к таким сферам, где находит проявление креативная деятельность человека, так или иначе связанная с языковой активностью индивида и социума, как: психология, логика, этнология, культурология, философия, создание искусственного интеллекта и т.п. Особое место в этом ряду занимает когнитивная лингвистика, "в центре внимания которой находится язык как общий когнитивный механизм". Ниже будут рассмотрены общие проблемы когнитивистики в различных ее ответвлениях и вариантах.
Как показал в одной из недавних работ В.Б. Касевич, "в отечественной литературе данная теория отражена мало, хотя "указанное течение мировой лингвистики становится все более и более заметным. Налицо все признаки его институализации: созываются международные конференции по когнитивной лингвистике, существует "International Cognitive Linguistics Association", выходит журнал "Cognitive Linguistics"; только в 1997 г. в известной серии "Current issues in linguistic theory", выпускаемой издательством John Benjamins, появились два основательных тома, написанных с позиций когнитивной лингвистики, и кроме того, опубликованы учебные пособия".
Когнитивная лингвистика концентрирует свой интерес на ментальных основах понимания и продуцирования речи с точки зрения репрезентации и участия в переработке информации. Решается вопрос о том, "каковы репрезентации знаний и процедуры их обработки". По наблюдениям В.З. Демьянкова обычно считается, что репрезентации и соответствующие процедуры "организованы модульно и потому подчинены разным принципам организации". В отличие от остальных дисциплин когнитивного цикла, в когнитивной лингвистике рассматриваются только те когнитивные структуры и процессы, которые свойственны человеку как homo loquens: на переднем плане находятся системное описание и объяснение механизмов усвоения языка и принципы структурирования этих механизмов. В этом аспекте приходится решать целый комплекс вопросов.
1. Относительно ментальных механизмов усвоения языка и принципов их структурирования: достаточно ли ограничиться единой репрезентацией или следует представлять эти механизмы в рамках различных репрезентаций? Как взаимодействуют эти механизмы? Каково их внутреннее устройство?
2. С точки зрения продуцирования решаются следующие вопросы: а) основаны ли продуцирование и восприятие на одних и тех же единицах системы или у них разные механизмы; б) протекают ли во времени процессы, составляющие продуцирование речи, параллельно или последовательно; в) строим ли мы сначала общий каркас предложения и только потом заполняем его лексическим материалом или же обе процедуры выполняются одновременно, и тогда как это происходит; г) какие подструктуры фигурируют в продуцировании речи и как они устроены?
3. ............