КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра педагогики и психологии начального обучения
Курсовая работа по теме:
Теоретический аспект особенностей личностного развития одаренных школьников
Петрозаводск, 2010
Оглавление
Введение
1. Теоретическое исследование особенностей личностного развития одаренных школьников
1.1 Определение понятий “способность” и “одаренность”
1.2 Особенности детей с различными видами одаренности
1.3 Особенности личностного развития одаренных детей
Глава 2. Диагностика одаренности младших школьников
2.1 Карта интересов младших школьников
2.2 Характеристика ученика
2.3 Результаты исследований
Заключение
Список литературы
Введение
способность одаренность младший школьник
Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. В этом понимании аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частные, обыденные наблюдения простых людей. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно.
Однако в философских трактатах прошлого первоначально чаще использовался не термин “одаренность”, а другой - “гений” (от латинского - “genius” - дух). Проблему гениальности в философско-психологических исследованиях прошлого нельзя назвать периферийной. Однако на протяжении многих веков она рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. Происходило это в первую очередь потому, что эти изыскания были не востребованы системой образования. А поэтому, вплоть до создания специализированных учебных заведений, стимулом к изучению природы одаренности служил, как правило, спонтанно возникающий интерес к проблеме, свойственный любому исследователю, независимо от того, насколько ценны результаты его изысканий с практической точки зрения.
Широкое использование в научной литературе термина “одаренность” связано с более поздними временами, с периодом утверждения педагогики, а затем и психологии в качестве самостоятельных наук. В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать одаренность как явление динамическое. Психика человека - результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Поэтому и детская одаренность реально всегда предстает перед нами как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов.
Признание возможности существования самого дара есть не что иное, как признание факта существования индивидуальных различий, обусловленных не только влияниями окружающей среды и воспитания, но и какими-то иными, практически не подвластными нам факторами. Бесспорно, что человеческое мышление, способность к творчеству уже сами по себе - величайшие из даров природы. Этим даром природа отмечает каждого человека. Но свои дары природа не делит поровну и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. ............