Реферат
По дисциплине: «Институциональная экономика»
На тему:
«Теории человеческого капитала и ведущие направления ее приложения»
г. Москва – 2009 г.
Теория ЧК базируется на следующих предпосылках:
1) выделение "капитальных", инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;
2) переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);
3) признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.
Человеческим капиталом автор называет воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Основу формирования ЧК составляют инвестиции в развитие человеческих ресурсов с целью повышения их производительности. Наиболее важными из них являются образование, подготовка на производстве, миграция, информационный поиск, рождение и воспитание детей.
Капелюшников сравнивает ЧК с физическим или финансовым («обычным») капиталом: ЧК представляет собой благо длительного пользования; требует расходов по ремонту и содержанию; может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ. Однако анализ состояния рынка осложняется тем, что на нем устанавливаются цены за «аренду» человеческого капитала при отсутствии цен на его активы. Кроме того, значимость потребительских аспектов вложений в человека приравнивается к значимости производственных. Поэтому аналогию между человеческим и "обычным" капиталом нельзя считать полной.
Автор пишет, что центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи (в первую очередь, от образования и производственной подготовки). В общем виде они выступают как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Экономически целесообразное поведение учащихся и их родителей заключается в сопоставлении ожидаемой предельной нормы отдачи от вложений в образование с доходностью альтернативных инвестиций. Кроме того, различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые - с точки зрения всего общества.
Капелюшников описывает два основных подхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек. Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны. Второй подход исходит из оценки параметров "производственной функции заработков", описывающей зависимость заработков человека от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов.
Автор упоминает о том, что рентабельность человеческого капитала, как правило, выше, чем физического. Для обоснования этого положения он приводит оценки норм отдачи образования в США. Основываясь на международных сопоставлениях, автор выводит, что взаимосвязь между уровнем экономического развития и нормами отдачи образования имеет U-образную форму.
Базисом производственной подготовки могут выступать специальные и общие инвестиции в человека. Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены. ............