Часть полного текста документа: Теория фреймов и разработка экспертной системы. Теория фреймов Теория фреймов - это парадигма для представления знаний с целью использования этих знаний компьютером. Впервые была представлена Минским, как попытка построить фреймовую сеть, или парадигму с целью достижения большего эффекта понимания. С одной стороны Минский пытался сконструировать базу данных, содержащую энциклопедические знания, но с другой стороны, он хотел создать наиболее описывающую базу, содержащую информацию в структурированной и упорядоченной форме. Эта структура позволила бы компьютеру вводить информацию в более гибкой форме, имея доступ к тому разделу, который требуется в данный момент. Минский разработал такую схему, в которой информация содержится в специальных ячейках, называемых фреймами, объединенными в сеть, называемую системой фреймов. Новый фрейм активизируется с наступлением новой ситуации. Отличительной его чертой является то, что он одновременно содержит большой объем знаний и в то же время является достаточно гибким для того, чтобы быть использованным как отдельный элемент БД. Итак, как было сказано выше фреймы - это фрагменты знания, предназначенные для представления стандартных ситуаций. Термин "фрейм" (Frame - рамка) был предложен Минским. Фреймы имеют вид структурированных компонентов ситуаций, называемых слотами. Слот может указывать на другой фрейм, устанавливая, таким образом, связь между двумя фреймами. Могут устанавливаться общие связи типа связи по общению. С каждым фреймом ассоциируется разнообразная информация ( в том числе и процедуры), например ожидаемые процедуры ситуации, способы получения информации о слотах, значение принимаемые по умолчанию, правила вывода. Формальная структура фрейма имеет вид: f[, , ..., ], где f - имя фрейма; пара - i-ый слот, Ni - имя слота и Vi - его значение. Значение слота может быть представлено последовательностью ;...; ; ; ...; , где Ki - имена атрибутов, характерных для данного слота; Li - значение этих атрибутов, характерных для данного слота; Rj - различные ссылки на другие слоты. Каждый фрейм, как структура хранит знания о предметной области (фрейм-прототип), а при заполнении слотов знаниями превращается в конкретный фрейм события или явления. Фреймы можно разделить на две группы: фреймы-описания; ролевые фреймы. Рассмотрим пример. Фрейм описание: [, , , ]. Ролевой фрейм: [, , , , , ]. Во фрейме-описании в качестве имен слотов задан вид программного обеспечения, а значение слота характеризует массу и производителя конкретного вида продукции. В ролевом фрейме в качестве имен слотов выступают вопросительные слова, ответы на которые являются значениями слотов. Для данного примера представлены уже описания конкретных фреймов, которые могут называться либо фреймами - примерами, либо фреймами - экземплярами. Если в приведенном примере убрать значения слотов, оставив только имена, то получим так называемый фрейм - прототип. Достоинство фрейма - представления во многом основываются на включении в него предположений и ожиданий. Это достигается за счет присвоения по умолчанию слотам фрейма стандартных ситуаций. ............ |