Часть полного текста документа:КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет Кафедра теории государства и права КУРСОВАЯ РАБОТА по теории государства и права Тема: Понятие и сущность государства Студента Ковалёва Сергея Аликовича. Адрес: ул. Алданская, 9-64 СОДЕРЖАНИЕ: I. Основные теории возникновения государства ............................................... 3 II. Плюрализм в понимании и определении государства .................................. 11 III. Сущность и функции государства ..................................................................... 22 IV. Заключение .............................................................................................................. 31 V. Список использованной литературы ................................................................. 33 I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА Уже тысячи лет люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами или поданными определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы. Большинство историков, ученых-юристов различают шесть основных теорий происхождения государства: 1. теологическая теория; 2. патриархальная теория; 3. органическая теория; 4. теория насилия; 5. психологическая теория; 6. теория общественного договора (естественного права) 7. историко-материалистическая теория. Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права и объясняла их возникновение божественной воле. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеология Ислама и современной католической церкви (Ж. Маритен). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую другую концепцию). В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры. Патриархальная теория также как и теологическая теория возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и другие). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории естественно вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти. Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. ............ |