Часть полного текста документа: С о д е р ж а н и е . Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Глава 1. Теоретические вопросы нравственного развития учащихся на уроках математики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.1. Психолого-педагогический аспект развития самостоятельности учащихся 7 классов средствами математики. . . . . . 5 1.1.1. Основные системы и подсистемы образования . . . . . 5 1.1.2. Самостоятельность как нравственная категория . . . . . .7 1.1.3. Подростковый возраст - возраст, благоприятный для развития самостоятельности учащихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 1.1.4. Математика как средство развития самостоятельности учащихся 7 классов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.2. Состояние развития самостоятельности у учащихся 7 классов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Глава 2. Теория сравнений и ее приложения как средство развития самостоятельности учащихся на кружке. . . . . . . . . . . . . . . . 12 2.1. Воспитание самостоятельности учащихся как цель при изучении теории сравнений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 2.2. Моделирование кружковых занятий, обеспечивающих воспитание и развитие самостоятельности учащихся. . . . . . . . . . . . . . .13 2.3. Организация взаимодействия учителя и учащихся на субъектно-субъектных отношениях, обеспечивающих воспитание самостоятельности учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 В в е д е н и е . Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляет основу государственной политики в области воспитания. Сегодня воспитание направлено на выработку у подрастающего человека умения решать свои проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, искать самостоятельно способы построения подлинно человеческой жизни на сознательгной основе, пытаться ответить на вопросы "Кто Я? Как живу? Зачем так поступаю? Чего хочу от жизни? От себя?". Ответы на них способствуют формированию рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни и жизни других людей. Дать ответы на такие вопросы может лишь человек грамотный, свободный, самостоятельный. Именно в таких людях нуждается сегодня общество. Перед школой встает задача постепенно превратить подрастающего человека из существа, управляемого извне, в самостоятельную личность, осознающую свои права и обязанности. Если обратиться к реальной обстановке в школе, то можно увидеть, что большинство учителей, хотя и понимают важность развития в ребенке самостоятельной, творческой, свободолюбивой личности, однако на практике не осуществляют этой работы. Получается, что школа готовит не свободную, творческую личность, не субъекта, а "функционала"-исполнителя. В связи с этим возникает проблема, как организовать учебный процесс, обеспечивающий воспитание и развитие свободной личности, стремящейся к постоянному совершенствованию своих знаний, к саморазвитию. Объект - система обучения на занятиях математического кружка. Предмет - педагогические условия, обеспечивающие развитие самостоятельности учащихся средствами математики. Проблема, объект, предмет определяют цель исследования. Цель: разработать теоретические основы и процессуальные аспекты развития самостоятельности учащихся 7 классов средней школы на кружке. Цель конкретизируется в задачах: 1. ............ |