Часть полного текста документа:Терроризм как судьба. Этические и социальные причины Глобального джихада Салафи. Хохлов И.И. Можно ли сказать, что террористы, принадлежат "другому" миру, враждебной нам культуре? Недавнее исследование Марка Сейджмена свидетельствует о том, что террористы вырастают из нашей собственной моральной вселенной. Глобальный характер современной политики, не привязанной к "полису", к месту, вывел особую породу космополитичных "глобальных террористов". Марк Сейджмен, профессор социологии Пенсильванского университета, советник правительства США по борьбе с терроризмом, автор книги Understanding Terrorist Network, представил на международной конференции в Вашингтоне свой доклад, основанный на анализе 382 досье террористов, имеющих прямое отношение к сети, именуемой "Аль-Каидой", тесно связанных с Усамой бен Ладеном, аль-Завахири, аль-Рашиди, египетской группой "Исламский джихад", "Джемайа Исламия" и филиппинской "Абу Сайаф". Анализ Сейджмена не включал чеченцев, палестинцев, кашмирских боевиков. Он был сосредоточен, таким образом, не на тех террористах, чьи акты террора направлены против собственных правительств, а на тех, которые действуют глобально и не привязаны к какой-либо конкретной территории. Сейджмен называет этих террористов членами социального движения так называемого "Глобального джихада салафи". Салафисты отстаивают самую "аутентичную" и жесткую интерпретацию Корана и скептически относятся к поздним инновациям, которые рассматривают как еретические отступления от изначального пророческого послания. Сейджмен считает, что есть смысл выделить "Глобальный джихад салафи" как одну из главных стратегий исламского джихада. Впервые она была публично озвучена Усамой бен Ладеном в его фетве 1996 г., в которой он назвал приоритетной борьбу с "дальним врагом", то есть с Западом и в особенности с США и Израилем. После поражения "дальнего врага" джихад должен распространиться на "врага ближнего", на собственные продажные правительства, существующие лишь благодаря западной поддержке. Бен Ладен призвал к нанесению врагу максимально возможного ущерба, то есть говорить с Западом на языке насилия, на том единственном языке, который Запад, по мнению Бен Ладена, понимает. При этом в качестве основного инструмента джихада он выбрал "мученические операции" смертников. По мнению профессора Сейджмена, к последователям бен Ладена не подходят ярлыки злых религиозных фанатиков. Это хорошо образованные, состоятельные, космополитичные, женатые, работающие профессионалы, не страдающие психическими заболеваниями. Сейджмен, упоминая расхожие мнения о террористах, изображающие их как совершенно чуждых западной культуре, заявил, что "к сожалению, они от нас не отличаются". Представление, что бедность является основным стимулом, позволяющим рекрутировать новых членов в террористическую сеть, по мнению Сейджмена, мягко говоря, упрощает картину. Большинство членов "Аль-Каиды" принадлежит к среднему и высшему классу: 17,6 % - к высшему классу, 54% - к среднему, 27,5% - к низшему классу. Лишь 16,7 % имеют неоконченное среднее образование, 12,1% - среднее, 28,8% обучались в колледже, а 33% окончили колледж, 9% имеют ученую степень. Вопреки распространенному мнению, что вербовка членов террористических групп происходит в фундаменталистских исламских школах, лишь 9,4% террористов имели религиозное образование, все остальные - исключительно светское. ............ |