Часть полного текста документа:Тихомиров, о нём. Эсхатологический выбор Льва Тихомирова Владимир Карпец, Москва ...Истинное "изменение парадигмы" взглядов произошло у Тихомирова не тогда, когда он от революции повернулся к монархии (и Православию), а тогда, когда Лев Александрович, отбросив и народовольчество, и монархизм, по сути пришел к экуменическому "христианству вообще" (а следовательно, к своеобразной русской эсхатологической версии христианской демократии [О повести "В последние дни"] В настоящее время имя Льва Александровича Тихомирова (1852-1923) уже достаточно широко известно читателю. Опубликованы все его основные труды, в числе которых фундаментальные - "Монархическая государственность" (1905) и "Религиозно-философские основы истории" (1918). Безусловно, наиболее выдающейся частью наследия мыслителя является его государственно-правовое учение, помимо "Монархической государственности" изложенное в работах "Единоличная власть как принцип государственного строения" (1897), "Демократия либеральная и социальная" (1896), "Представительство народа при Верховной власти" (1910), "Правая перестройка конституции" (1911) и др. В этих работах, а также и во многочисленных иных, посвященных экономике ("Земля и фабрика"), церковным вопросам ("Личность, общество и Церковь") и т.д., Тихомиров формулирует и раскрывает христианское понимание социальных явлений, прежде всего государства и права, причем делает это на высочайшем научном и философском уровне, не только не ниже, но и во многом выше его европейских коллег, стоящих на либерально-светских позициях и ныне широко известных и изучаемых. До сих пор господствующая недооценка вклада Тихомирова в эту область знаний (в учебных курсах по истории политических и правовых учений он едва ли даже упоминается, и то в общем списке) связана только с тем, что современная постсоветская теория, "сменившая вехи" "от марксизма к либерализму" по-прежнему стоит все на тех же иллюминатско-просветительских и прогрессистских основаниях, частным проявлением которых был марксизм. Тихомировская доктрина органическо-волевого единства власти, включающая в себя развернутую критику агрессивных мнимостей вроде "правового государства" или "разделения властей", не только не потеряла значения, но, напротив, приобрела его именно сейчас, на рубеже нового, уже не только послесоветского, но и со всей очевидностью, последемократического столетия. Тихомиров - это "третий путь" в науке о государстве и праве. Он стоит в одном ряду с такими авторитетами, как, например, Карл Шмидт или Николай Алексеев, при всем разнопонимании многих вопросов у каждого из троих. Однако не меньший (если не больший), нежели сугубо специальный, интерес представляет такая черта тихомировского творчества, как его глубочайшая, в значительной степени приближения к абсолютной, экзистенциальность. Каждая объемная работа мыслителя была для него радикальным выбором, жизненным поступком, меняющим внутренние и внешние обстоятельства. Более того, в судьбе Льва Александровича как в некоем сгустке нашла выражение вся историческая судьба России, и именно его, а никак не графа Толстого следовало бы назвать зеркалом, но даже не русской революции, а русской истории. Крупнейший теоретик монархии начинал как революционер, член ЦК партии "Народная воля", участвовавшей в подготовке убийства Александра П. ............ |