Часть полного текста документа:Тихонравов Николай Тихонравов Николай Саввич (1832-1893) - историк русской литературы, профессор Московского ун-та (с 1859), академик (с 1890). Сын фельдшера одной из московских больниц. Методологическая позиция Т. явилась результатом воздействия на него в первую очередь Ф. И. Буслаева. От других учителей - историков С. М. Соловьева и Т. Н. Грановского - Т. усвоил идею "органического развития" России и близость к "западничеству". Выступил в печати в 1850 со статьей о Катулле. В дальнейшем Т. специализировался по истории древнерусской литературы и литературы XVIII в.; наряду с этим он много занимался изучением творчества Гоголя. Задача истории литературы состоит, по мнению Т., в том, чтобы "уяснить исторический ход литературы, умственное и нравственное состояние того общества, которого последняя была выражением, уловить в произведениях слова постепенное развитие народного сознания - развитие, которое не знает скачков и перерывов" ("Библиографич. записки", 1859, № 2, стр. 56). Т. противополагал "всю массу словесных произведений" аристократической литературе высших слоев общества, настаивал на изучении поэтической продукции в первую очередь "низших классов народа", в частности на изучении "литературы староверов". В связи с этим находится борьба Т. с "эстетическим методом", который, по его мнению, вырос в результате аристократического пренебрежения к "народной" литературе. В противовес этому методу Т. выдвигает "объективно-беспристрастный", "научный", "сравнительно-исторический метод". Наиболее полно методологическая позиция Т. отразилась в его рецензии на "Историю русской словесности" А. Д. Галахова (СПБ, 1878; перепеч. в "Сочин." Т.). Работы Т. в основном посвящены: а) критическому изданию памятников средневековой русской литературы, б) исследованиям по отдельным частным вопросам. К первой группе трудов Т. относится ряд публикаций в издававшихся им "Летописях русской литературы и древности" (5 тт., 1859-1863) - напр. "Повесть о Савве Грудцыне" "Сказание об Индейском царстве", "Стих о Голубиной книге", "Автобиография протопопа Аввакума" и др., затем "Памятники отреченной русской литературы" (1863), "Слово о полку Игореве" и др. Сюда же по типу работы примыкает критическое издание сочинений Гоголя (десятое, 5 тт., М., 1889-1890; тома 6 и 7 были подготовлены Т., но выпущены в свет уже после его смерти Б. И. Шенроком), "Ревизор", первоначальный сценический текст (1886) и др. К этой же группе относятся двухтомные "Русские драматические произведения 1672-1725 гг." (1874) (отпечатанные ценнейшие "примечания" к этому изданию не были выпущены в свет и сохранились в нескольких экземплярах). Исследовательские работы Т. невелики по объему и почти всегда связаны с публиковавшимися им текстами; это - статьи об апокрифах, о начальном периоде русского театра и т. д. Особо следует отметить большую статью "Московские вольнодумцы начала XVIII века и Стефан Яворский" ("Русский вестник", 1870, кн. 9, и 1871, кн. 2 и 6). Большая часть работ Тихонравова, не выходивших отдельным изданием, перепечатана в его сочинениях. Исключительное владение фактическим, в значительной мере рукописным, материалом, обширные познания в средневековой и новой европейской литературе, позволявшие Т. устанавливать взаимосвязанность русской и иностранной литературы, обильные публикации первостепенных по значению текстов сохраняют за работами Т. ............ |