Архимандрит Васильева А. В.
Предание
Древнее предание отождествляет Тихвинскую икону Божией Матери с другим не менее прославленным чудотворным образом Влахернской Богородицы. Эта византийская святыня, как повествует сказание о ней, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой, который передал ее вместе с Евангелием и книгой Деяний апостольских в Антиохию своему ученику Феофилу. После смерти Феофила икона была перенесена в Иерусалим, а оттуда в V веке прислана в дар городу Константинополю Евдокией, супругой византийского императора Феодосия. Здесь для нее был воздвигнут великолепный храм, известный под названием Влахернского. Икона эта издревле почиталась в Греции как чудотворная, через нее совершались многочисленные исцеления, посылалась помощь при иноземных нашествиях.
Спустя много столетий, в 1383 году, при императоре Иоанне V Палеологе святыня сама неожиданно покинула Константинополь. В том же году она чудесным образом явилась в пределах Новгородской земли: сначала плывущей в сиянии по водам Ладожского озера, затем в селе Вымоченице на реке Ояти, в местечке Кожела близ реки Паши и нескольких других местах. Во всех населенных пунктах, где останавливался на своем пути чудотворный образ, окрестные жители устраивали храмы или часовни в честь Божией Матери. Окончательное местопребывание святой иконы было выбрано Самой Богородицей, - образ остановился близ города Тихвина на реке Тихвинке. За несколько дней до этого местные жители увидели икону стоящей над горой вблизи города. Они принялись усердно молиться и, после того как образ опустился на землю, стали сооружать на этом месте часовню. К вечеру были поставлены уже три венца клети и заготовлен материал для дальнейшей работы, однако ночью святой образ вместе со срубом и заготовленным лесом невидимой силой был перенесен на другой берег реки Тихвинки, где и было закончено сооружение часовни.
О явлении чудотворной иконы было сообщено архиепископу Новгородскому Алексию, который благословил построить на Тихвинке деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона была повешена на правом столпе от западных дверей храма. На этом месте находилась и пропавшая влахернская святыня, как поведали новгородские купцы, бывшие в Царьграде на приеме у патриарха. После нескольких пожаров, уничтожавших Успенский храм, икона всякий раз оставалась невредимой. В первой половине XVI в., в царствование великого князя Московского Василия III, на месте деревянной церкви был воздвигнут большой каменный собор, а при Иоанне Грозном здесь был устроен Тихвинский мужской монастырь.
В 1613-1614 годах монастырь посетило тяжелейшее испытание. Шведские войска под командованием полководца Якова Делагарди напали на северные русские города и селения, разоряя, опустошая и предавая огню все встречающееся на их пути. Неоднократно пытались они разрушить и Тихвинскую обитель. Монастырь был спасаем только заступлением Божией Матери, помогавшей скромным силам защитников города успешно отражать удары и рассеивать отряды неприятеля. Многочисленные поражения шведов привели в негодование командующего Делагарди, который осадил город, приказав сравнять его с землей. В это время одной благочестивой женщине Марии, молившейся вместе с другими жителями в стенах монастыря, было видение Божией Матери. ............