Типология характеров и их экспериментальное исследование
Введение
Определение термина «характер».
Под термином «характер» по общепринятой позиции в психологии понимается сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения [1,2].
В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность.
Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера.
Полнота характера объединяет в себе разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития.
Цельность показывает внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.
Определенность отражает твердость и непреклонность поведения, которое постоянно соответствует сложившимся убеждениям, моральнополитическим представлениям и понятиям, выработавшейся основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности человека.
Сила демонстрирует энергию, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями и преодолевать их.
Уравновешенность характеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности.
Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания.
1. Обзор существующих феноменологических типологий характера
Классификации индивидуальностей типов характеров весьма разнообразны.
Рассматривая их в хронологическом порядке следует начать с существовавших еще у древних народов Египта, Индии, Тибета, Средней Азии и Китая наблюдений, нашедших обобщение в древнеиндийской медицине Аюрведа.
Аюрведа аксиоматически указывает на то, что в основе Природы заложены три основных принципа, три основных управителя природой [3,4]:
Вата (эфир и воздух) — принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы, управляет движением, жизненной энергией, дыханием и кровью.
Питта (огонь и вода) — принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему, управляет ем, желчью, пищеварением, обменом веществ.
Кафа (вода и земля) — принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы, управляет структурой, выделением и лимфой
Три элемента - Вата, Питта и Кафа - ответственны за все биологические, физиопатологические и психические функции организма, ума и сознания. ............