ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ПУШКАРЬ ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ:
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
(на материале рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой)
10.01.01 – русская литература
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Научный руководитель –
доктор филологических наук
профессор Л.П.Егорова
Ставрополь 2007
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования. 8
1.1. О категории «гендер» и гендерных исследованиях. 8
1.2. О гендерном аспекте литературоведения. 27
Глава 2. Художественная оппозиция феминность / маскулинность в современной женской прозе....................................................................62
2.1. Художественное воплощение гендерных доминант внутреннего мира героини / героя в различных типах женского творчества. 63
2.1.1. Андрогинный тип творчества (Т. Толстая). 64
2.1.2. Аннигиляционный тип творчества (Л. Петрушевская). 90
2.1.3. Феминный тип творчества (Л. Улицкая). 109
2.2. Художественные модели гендерного поведения героев. 124
Глава 3. Художественная специфика конфликта и хронотопа в женской прозе 150
3.1. Гендерный конфликт в исторической ретроспективе. 150
3.2. Уровни гендерных художественных конфликтов. 158
3.3. Хронотоп как слагаемое женской картины мира. 192
Заключение. 210
Библиографический список. 217
ВВЕДЕНИЕ
Художественная литература во все времена стремилась ответить на основные вопросы человеческого бытия. Не проходит она и мимо меняющихся гендерных отношений в современном обществе.
Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Теория гендера позволяет по-новому интерпретировать и произведения художественной литературы, где наглядно и глубоко воплощаются мужской и женский взгляд на мир (гендерная картина мира), на взаимоотношения полов, а также осветить проблему женского творчества, которая и по сей день считается значимой и обретает новые перспективы в связи с успехами гендерологии. Наиболее интересна в этом плане современная проза, отражающая сегодняшний гендерный статус женщины и мужчины, особенности гендерного поведения,гендерные конфликты наших дней.
Актуальность нашего диссертационного исследования продиктована назревшей необходимостью детально рассмотреть литературные произведения русских женщин-прозаиков рубежа XX-XXI веков. Это актуально как в историко-литературном плане – введение в научный оборот новых артефактов – так и в теоретическом: в плане осмысления типологии и поэтики женской прозы в гендерном аспекте. Анализируя произведения Людмилы Петрушевской, Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой, мы подчеркиваем, что это наиболее крупные имена, вошедшие в большую литературу, яркие творческие индивидуальности, относимые к одному периоду современной женской прозы. ............