Центросоюз Российской Федерации
Белгородский Университет Потребительской Кооперации
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Реферат
по культурологии
Выполнила:
студентка Барыбина О. Н.
группы ЭК-12
Научный руководитель:
старший преподаватель
Марчевская И. В.
Белгород
2006
1. Типология культуры
Типология культуры — от греч. “типос” (вид, форма) и “логос ” (слово, учение, наука) — учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. В истории развития мировой культуры давно были замечены большие различия. Зачастую они абсолютизировались, и тогда речь шла о различных типах культур, которые исторически не изменялись, и лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. При осмыслении путей исторического развития Европы перед исследователями возникала проблема его соотнесения и сопоставления с историческим развитием других стран и культур, с которыми Европа соседствовала и взаимодействовала.
В первую очередь, это страны Востока, свое отличие, от которого уже очень остро осознавали древние греки. В особенности большое внимание проблеме Восток-Запад уделяли исследователи, встраивавшие все страны в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых, к высшим, развитым формам.
Однако современные исследователи отмечают, что понятия “Восток” и “Запад” не получили научного статуса в культурологии и могут употребляться весьма условно. Деление на Восток и Запад у разных народов истолковываются по-разному. Начало этому противопоставлению положили древние греки (Древний Запад), столкнувшись с Древним Востоком — персами и изумившись величественности и стабильности культуры Древнего Египта.
Кроме того, в современном мире нет былого противопоставления Востока и Запада по научным, культурным и правовым основаниям: современная Япония, Южная Корея и ряд других стран Тихоокеанского региона относятся к числу современных развитых стран. Другое дело, что их пути были разными и к современному состоянию культуры они пришли по-разному.
Учитывая приведенные обстоятельства, в исторической типологии культур можно использовать следующие принципы:
· Географический (локализация культур в географическом пространстве);
· Хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т.е. локализация во времени);
· Национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития).
Построить типологию мировых культур, не противопоставляя Восток Западу, позволяет теория осевого времени, принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Ясперсу.
Согласно Ясперсу, ось мировой истории следует отнести ко времени 500 лет до н.э., когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот в историческом развитии: приходит конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом (логоса против мифа), вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы и пользуемся по настоящий день; закладываются основы мировых религий. В Индии зародился буддизм, в Китае получили развитие конфуцианство и даосизм — философские школы, во многом определившие облик его культуры по настоящее время.
Подобного рода процессы происходили и на Западе (в Греции). ............