Николай Филиппович Пoнoмapeв, доцент кафедры журналистики Пермского государственного университета, преподаватель Уральской академии государственной службы.
В любом взаимодействии в каждый момент времени всегда есть тот, кто воздействует (актор), и тот, кто подвергается воздействию (адресат). Взаимодействие состоит из последовательности действий актора и адресата, которые периодически меняются ролями. Специфика социального взаимодействия определяется индивидуальными свойствами актора и особенностями ситуации. Актор исходит из своих собственных намерений, представлений об адресате и интерпретации ситуации взаимодействия. При этом он не может не соотносить свои действия не только с адресатом, но и с другими, соприсутствующими или отсутствующими, социальными субъектами. Если эти условия — смена ролей и ориентация на других — не соблюдаются, имеет место не взаимодействие двух субъектов, а некие операции одного субъекта с объектом или инструментом.
Например, пассажиры в полупустом автобусе чаще всего не общаются друг с другом, а сосуществуют как предметы на физическом уровне и живые организмы на биологическом уровне. Однако в переполненном автобусе конфликтное взаимодействие в борьбе за место реализуется в виде взаимных толчков и словесной перепалки. Обычно чем ближе люди в сенсомоторном пространстве, тем интенсивнее их общение, но сегодня физическая удаленность не препятствует взаимодействию с помощью средств массовой коммуникации.
В ходе коммуникации актор передает адресату сообщения либо с целью его обучения (инструктирования), либо для координации совместной деятельности, либо для побуждения адресата к каким-то действиям, либо для изменения его знаний и мнений. Результатом, соответственно, будут информированность адресата, оптимизация взаимодействия субъектов, новое мнение адресата об акторе и/или позитивные или негативные для актора действия адресата.
В зависимости от соотношения ценностей, интересов и ресурсов субъекты вступают друг с другом во взаимодействия трех типов (табл. 1).
Таблица 1. Взаимодействия и коммуникации
Установка актора по отношению к адресату Подчинение и власть Взаимопонимание и влияние Цели взаимодействия Подавление конфликтов Провоцирование конфликтов и кризисов Профилактика конфликтов и кризисов Стратегии взаимодействия Доминирование Конкуренция Имитация сотрудничества Сотрудничество Технологии воздействия Технологии подчинения Рефлексивное управление и манипуляции Технологии сотрудничества Коммуникативные стратегии Пропаганда: «позитив» о «хозяине» Антипропаганда: «негатив» о конкуренте Контрпропаганда: реактивный «позитив» об акторе Убеждение: «позитив» об акторе
При совпадении ценностей и интересов субъекты, не отказываясь от своих специфических целей, стремятся к поиску взаимовыгодных решений общих проблем и, применяя кооперативные технологии, вступают друг с другом в отношения сотрудничества.
При наличии осознаваемых ценностных или целевых противоречий стороны воспринимают друг друга как соперников и вступают в отношения соперничества, которые могут перерасти в открытые конфликтные взаимодействия. Если при этом одна из сторон обладает явным преимуществом в ресурсах, то другая либо уклоняется от взаимодействия, либо подчиняется. Становясь со временем стабильными, повторяемыми и постоянными, эти взаимодействия могут породить властные отношения. Мотивы подчинения:
биологические страхи и потребности;
идеальные страхи и потребности;
склонность к уступкам;
традиция подчиняться легитимной власти;
договоренность с актором;
внушаемость;
конформность;
сила мотива власти актора;
социальные страхи и потребности;
убежденность.
Например, солдат, школьник или подчиненный выполняют распоряжения командира, учителя или начальника, не ощущая насилия над своей личностью (легитимные императивные технологии). Властные отношения при этом не замещаются сотрудничеством, хотя уже содержат в себе некоторые его элементы, поскольку устанавливаются в ходе коммуникации, а не навязываются с помощью открытого насилия.
Если для императивных технологий двусторонняя коммуникация не является обязательной, то кооперативные технологии, основанные на взаимопонимании, без диалога неосуществимы. Актор способен влиять только на адресатов, с которыми он разделяет общие ценности, в то время как эффективность доминирования зиждется на его ресурсном превосходстве (силе, авторитете или харизме).
Легитимные императивные технологии — это использование начальником своих полномочий по отношению к подчиненному (то есть отдача приказов и распоряжений).Обратимся к технологиям влияния.
Технологии рефлексивного управления применяются прежде всего в отношениях соперничества, когда интересы (цели) социальных субъектов пересекаются или несовместимы. Каждый субъект скрывает свои цели от другого и стремится к получению выгоды для себя с уроном для другого. ............