Часть полного текста документа:Тодоровский Петр Ефимович Народный артист России, Заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии РФ, лауреат международных фестивалей Родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец Кировоградской области Украины. Отец - Тодоровский Ефим Гильевич. Мать - Островская Розалия Цалевна. Супруга - Тодоровская Мира Григорьевна (1933 г. рожд.), генеральный директор и продюсер независимой студии "Мирабель". Сын - Тодоровский Валерий Петрович (1962 г. рожд.), кинорежиссер, сценарист, автор картин "Катафалк", "Любовь", "Подмосковные вечера", "Страна глухих". Летом 1943 года, когда война была в самом разгаре, Петр Тодоровский стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища. В 1944 году командиром взвода он был направлен на фронт и в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта дошел фронтовыми дорогами до Эльбы. Воспоминания о войне тревожат память каждого фронтовика, и каждый видит ее по-своему. Помимо боев, которых было немало, радости побед, горечи утрат, которые остались в душе навсегда, память сохранила курьезы, эпизоды, порой забавные, нередко трагические. Петру Ефимовичу запомнилось, как долго добирался на фронт - эшелон сутками простаивал на запасных путях, сухой паек был съеден, и ему пришлось продать шинель, запасное белье... А когда он наконец попал на передовую, ему, молодому, еще не обстрелянному офицеру, сразу дали задание: вместе со связистом найти штаб (к концу дня наступление захлебнулось, связь с ротами нарушилась), восстановить связь, собрать всех, кто остался в живых, и начать рыть линию обороны. Выполняя это поручение, Тодоровский впервые попал под сильный артиллерийский обстрел. К концу дня в окопе его начало трясти - давали себя знать накопившиеся в течения дня впечатления, да и холодно было в одной гимнастерке (шинель-то была продана). "Вы, лейтенант, так не уснете, - сказал оказавшийся рядом сержант-связист. - Пошли!" И они поползли в другой окоп. "В окопе стоял усатый мужчина, - вспоминает Петр Ефимович, - его голова склонилась на сложенные кулаки. Он был мертв... Так я впервые оказался рядом с убитым. Мы его с трудом вытащили - оказался двухметрового роста мужик. Еле-еле стянули с него шинель - она была совсем новая, английская. Сержант встряхнул ее, ножом соскоблил запекшуюся на спине кровь и, протянув мне, сказал: "Носите на здоровье!" Я надел шинель. Полы - почти до земли, длиннющие рукава. Но и это неудобство было убрано с помощью ножа сержанта. В этой шинели я дошел до Вислы, пока однажды меня не увидел командир полка: "Это что за чучело?!" И мне выдали новую, русскую шинель. Хотя и было такое поверье, что если носишь вещи с убитого, то обязательно погибнешь, в этом случае мне просто повезло. А ранило и потом контузило уже в той, новенькой шинели..." На фронте Тодоровского покорила работа военных операторов, и он загадал, что если останется жив, обязательно освоит эту профессию. Его мечта осуществилась: в 1949 году он поступил на операторский факультет ВГИКа, в мастерскую Б. Волчека. "После войны и пяти лет службы в армии в затерянном среди лесов гарнизоне под Костромой учеба давалась трудно, - вспоминал впоследствии Петр Ефимович. - Я не получал стипендию, потому и дрова приходилось разгружать на станции, и подрабатывать в фотостудии". Окончив в 1954 году институт, Тодоровский около 10 лет работал оператором на Одесской киностудии. ............ |