Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках технологии
Введение
Поиск путей эффективной технологической подготовки студентов педвуза и учащихся общеобразовательных учреждений позволил нам выделить в качестве одного из подходов к решению данной проблемы — это моделирование профессиональной подготовки студентов с учетом требований к профессиональной компетентности специалистов, включая учителя технологии и предпринимательства.
Методологический смысл модели определяется системообразующим фактором, позволяющим выделить и актуализировать перспективные связи, реализация которых позволяет рассматривать студента как целостную развивающую личность в ходе освоения технологического образования (приобретение научно-теореческих, технико-технологических знаний, практических умений и навыков, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности). Они являются базой профессиональной подготовки будущих учителей технологии к педагогической деятельности, включая подготовку по профильным курсам технологии. С этой целью нами была спроектирована парадигматическая модель формирования профессиональной компетенции студентов, которая предполагает наличие следующих компонентов: целевого, содержательного процессуального и результативного.
Целевой отражает состав универсальных и ключевых компетенций, которые определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, требованиями к оптимальному содержанию и уровню подготовки выпускников вуза. В качестве содержательного компонента выступают учебные дисциплины, которые направлены на формирование отраслевых компонентов, входящих в профессиональную компетенцию деятельности специалиста, включая компоненты проектной, конструктивной и творческой компетенции по освоению теории и практики профессионального образования с технологическим направлением.
Процессуальный компонент отражает особенности организации процесса формирования профессиональной компетенции, используемые формы, методы и средства обучения. Наряду с развитием у студентов знаний, умений и навыков по каждой дисциплине в отдельности изучение научных идей и закономерностей технологического образования способствует новообразованию соответствующих элементов данной компетенции о способах, методах и приемах обучения учащихся технологиям преобразования энергии и материи, обработки конструкционных, поделочных материалов и информации. Эта деятельность в вузе является показательной и служит образцом студентам для деятельности в качестве будущих учителей технологии в школе. Изучение дисциплины различных циклов одновременно способствует формированию проектных и конструктивных умений как необходимых компонентов профессиональной компетенции. Результативный компонент выявляет уровень сформированности профессиональной компетенции, качественных новообразований у будущих учителей технологии, их готовности к педагогической деятельности с привлечением учебно-методического обеспечения.
Опираясь на работы В. И. Байденко, П.П. Борисова, А.А. Володарской, Е.А. Вториной, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Т.В. ............