Часть полного текста документа:Толерантность в студенческой среде: свои и чужие Ембулаева Л.С. (г. Краснодар) Появление в русском лексиконе нового слова, относящегося к сфере человеческих взаимоотношений, всегда отражает очень серьезные процессы, происходящие в обществе. Так и термин "толерантность", постепенно внедряясь в сознание молодежи, подготавливает изменения в системе межличностных отношений, способствует позитивному взаимодействию, обогащению личности молодого человека новым и иным культурным достоянием, социальным опытом. Толерантность вообще предполагает бескорыстное принятие другого человека таким, каков он есть, независимо от его культурного и социального уровня. В учебных программах высшей школы студент впервые знакомится с этим термином на I курсе - на занятиях по культурологии, истории России, политологии, а на II курсе - по философии, на III - религиоведению, и чаще всего остаточные знания студентов показывают, что толерантность большинством понимается элементарно - как терпимость к иному, другому, чужому. В последние годы толерантность в молодежной среде заявляет о себе как активная нравственная сила, позиция и готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с другими культурами, этносами, людьми разных национальностей и религиозных предпочтений. С целью изучения этого вопроса в его новой постановке нами были проведены социологические опросы в студенческих аудиториях в 2000-2003гг. Они показывают, что толерантность на Кубани, как и во всей России, - это очень сложная проблема, носящая и пассивный характер, вытекающий из понимания термина как снисходительность к чему или кому-либо, и активную позицию, готовность к терпимости во имя согласия между людьми и группами людей. В ответах на предложенные вопросы студенты продемонстрировали понимание того, что толерантность не является врожденным чувством, а формируется, стимулируется и корректируется и, в итоге, выражает практическое признание и уважение убеждений и действий других людей. По инициативе Краснодарского краевого отделения "Объединения исследователей религии" опрос был призван прояснить проблему - понимают ли студенты этот термин, как к нему относятся и что вкладывают в его содержание? В толерантных отношениях существенную роль играют принципы доверия, уважения и доброжелательства. Отсюда ответственность за общее дело, солидарность и бескорыстие. Поэтому респондентам был задан вопрос: "Когда ты сталкиваешься с "чужим", иным, другим, какие чувства испытываешь?". Каждый шестой респондент ответил, что испытывает недоверие к "пришельцам" и лишь шесть процентов доверяют им. Кстати, существует так называемый "толерантный кодекс" поведения, при котором основными элементами являются "доверие" и "симпатия". Аналитически рассчитано, что предельно допустимой границей доверия между людьми является уровень доверия в 33,3 процента. В европейских странах уровень доверия варьируется в пределах от 50-60 процентов в Италии до 80-90 - в Германии, Франции, Дании и других странах. В России этот показатель критически низкий - 35 процентов, а в наших исследованиях и того ниже - 33%. При этом, четверть опрошенных указывают на антипатию, которую они питают по отношению к иным, другим, а симпатизируют им только 13 процентов. Любопытно то, что 60 процентов студентов не доверяют "чужим", но при этом их интересуют эти чужаки. ............ |