Часть полного текста документа:Толлер Эрнст Толлер Эрнст (Ernst Toller 1893-) - немецкий драматург, поэт и общественный деятель. Выходец из еврейской мелкобуржуазной семьи. Юношей начал писать мятежно-романтические стихи. Долго жил во Франции. В 1914 Т. вступает добровольцем в армию. Лишь двухлетнее пребывание в окопах излечивает Т. от шовинистического угара. Недавний патриот становится мечтательным пацифистом. Огромное влияние оказало на дальнейшее развитие Т. падение царской власти в России. Т. выступал на собраниях, рабочие выбирают его членом стачечного комитета. Скоро Т. очутился в военной тюрьме. Там он читает Бакунина и Ландауэра, Маркса и Энгельса, но остается мечтательным бунтарем с путаной социальной программой. Когда в ноябре 1918 монархия пала, Т. вместе с независимыми с.-д. и социал-шовинистами образовал с.-д мюнхенское правительство. Убийство К. Эйснера графом Арко (1919) привело к обострению борьбы за власть в Баварии. 7 апреля в Мюнхене провозглашена советская республика. Во главе ее стал Т. и анархист Ландауэр. Реакция собрала огромные силы и бросила их на Мюнхен. Прекраснодушный мятежник Т. явился невольным ее пособником: он развалил фронт в Дахау с целью "избежать кровопролития" и "склонить к мирным переговорам" вильгельмовских генералов. Революция сломлена. Лучшие сыны ее убиты. Военный суд приговорил Т. к пятилетнему заключению в крепости. Во время заключения в крепости Т. написал ряд драм, их ставили берлинские театры, и в 1924 Т. выходит из тюрьмы прославленным драматургом. В годы 1924-1930 Т. отдается полностью литературной деятельности, однако произведения этой поры уже не находили прежнего резонанса ни в Германии, ни за ее рубежом - за исключением глубоко пессимистической драмы "Гоп-ля, мы живем". В момент государственного переворота Т. случайно оказался в Швейцарии. Литературная деятельность для Т. стала в Германии невозможной. Через некоторое время Т. эмигрировал и принимал деятельное участие в общественной борьбе за границей. Покончил самоубийством в 1939. На литературной деятельности Т. лежит тот же отпечаток двойственности, что и на его политических выступлениях. Т. органически связан с немецким экспрессионизмом . Хотя в наши дни Т. считает свой экспрессионизм "данью времени" и утверждает, что он пришел к социалистическому реализму, однако и поэтика его и творческие навыки противоречат требованиям реализма. Т. остро воспринимает явления действительности, но он бессилен преодолеть свой анархический субъективизм. Ограниченность поля зрения и субъективизм отразились и на форме его произведений. Даже исходя из подлинного познания действительности, он облекает это познание в преувеличенные или схематизированные образы. Его персонажи часто лишены крови и плоти. Луначарский правильно отмечает утомительную манерность Т. и "быструю смену незавершенных, как бы мигающих образов". Первую свою драму "Поворот" (Die Wendung) Т. начал писать во время войны и закончил в крепости. Затем в крепости были написаны "Человек-масса" (Masse-Mensch, 1921), "Машиноборцы" (Die Maschinensturmer, 1922), гротеск "Раскованный Вотан" (Der entfesselte Wotan, 1923), "Хинкеманн" (Hinkemann, 1924) и две книги стихотворений (Gedichte der Gefangenen, 1921, Das Schwalbenbuch, 1924). Лучшее в лирике Т. - неизбывная, подчас сентиментальная любовь к бытию в его конкретных явлениях, преодолевающая пессимизм "скорбника". ............ |