Часть полного текста документа:Тонкая красная линия между пропагандой и PR В современном понимании основным отличием пропаганды от PR служат методы обработки массового сознания. Советскими, немецкими и американскими специалистами еще в 30-40-е годы были опробованы на практике многие пропагандные приемы. Вот лишь некоторые из них. Борис Леонидович Борисов, доцент, заведующий кафедрой рекламы и PR Балтийского Русского института. Происхождение термина "пропаганда" восходит к XVI веку, когда Папой Клементием была создана конгрегация (объединение общин) по продвижению веры - Congregeratio propaganda fide. Речь шла о продвижении влияния католической церкви, ее борьбе с светской властью в мире, создании миссий в разных странах. Позже этот церковный термин приобрел политическое звучание. Произошло это в годы Великой французской революции, как обозначение вида политической деятельности по распространению определенной идеологии. В энциклопедии "Британика" есть описание понятия agitprop - "агитпроп " (комплекс мер по агитации и пропаганде). Это чисто российский вклад в историю политической культуры. Еще в конце XIX века в России существовало слово "пропагатор". Разработка российской концепции пропаганды в XX веке принадлежит Георгию Валентиновичу Плеханову (1856-1918), одному из создателей марксистской партии (РСДРП), возглавившему ее оппозиционное меньшевистское крыло и отрицательно относившемуся к Октябрьской революции 1917 года. Плеханов трактовал это следующим образом: пропаганда - это передача комплекса идей; агитация - это передача одной идеи большой массе людей. В. Ленин развил плехановские идеи в своей работе "Что делать?" (1902). В английском языке слово propagate обозначает рассеивание семян и передачу физических волн. Уроженец латвийского города Резекне (Режица) русский писатель Юрий Тынянов писал о том, что к печатным документам не следует испытывать пиетета, они врут как люди. Воистину, слова (и не только печатные) имеют магическую власть над людьми. Пропаганда и агитация - это прежде всего гипноз слов, основанный на инстинктах масс. Массы идут за словами. Целенаправленное и политически мотивированное (принуждающее, убеждающее, манипулятивное) воздействие на общество - это и есть пропаганда. Термин "манипулирование" находится здесь в одном ряду с такими понятиями, как "принуждение" и "сотрудничество". Именно в этих трех понятиях заключен фокус проблемы. Принуждение - это способ тоталитарного управления массами. Сотрудничество являет собой желанный гуманистический идеал, чаще существующий лишь в риторическом контексте. Зато манипулирование - наиболее часто употребимый способ сосуществования в противоречивом обществе. Люди просто не осознают, что являются объектом широкого спектра манипулятивных технологий. Ряд исследователей вроде немецкого философа и культуролога Теодора Адорно предпочитают говорить именно о манипулировании. Основными инструментами в этом процессе являются слова и цифры, используемые в различного рода комментариях, аналитических обзорах, социологических опросах и рейтингах. Именно поэтому в качестве основного критерия была выдвинута идея различия фактов и мнений. Пропаганда является инструментом распространения идеологии, обладая рядом своих приемов. ............ |