Часть полного текста документа:Тоталитаризм: явление и сущность По материалам лекций по истории западной цивилизации XX века Б. М. Меерсона и Д. В. Прокудина 1. Конечно, в общеистоpическом плане совершенно несопоставимы 70 лет советского режима и 500 лет Римской империи или многотысячелетние государства древнего Египта или Китая. Этот факт - факт чрезвычайной кратковременности, исторической мгновенности тоталитарных режимов (германский нацизм существовал с 1933 по 1945 год, итальянский фашизм - с 1922 по 1945 же, тоталитарный в строгом смысле слова советский коммунизм -с начала тридцатых годов до середины пятидесятых, а в широком - с 1917 по те же пятидесятые) должен осознаваться очень четко, поскольку именно на его фоне деятельность большевиков - ленинцев или германских "наци" и производит столь ошеломляющее впечатление: подавляет количество злодеяний, совершенных за единицу времени. Именно поэтому тоталитаризм не мог не вызвать исключительного интереса политологов, социологов, психологов, а сейчас и - историков. Но, как мы говорили в прошлой лекции, наряду с синдромным, описательным определением тоталитаризма, необходимо дать определение сyщностное или генетическое, которое и позволило бы отделить тоталитаризм от обычных, пусть даже весьма кровавых, диктатур прошлого. Это определение видится авторам в том, что ТОТАЛИТАРИЗМ ЕСТЬ ВЫСШАЯ ТОЧКА ОРГАНИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА, В КОТОРОЙ МАССОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НЕ НА УРОВНЕ БЫТОВОМ И НЕ В ОДНОМОМЕНТНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ АКЦИЯХ, А КОНСТИТУИРУЕТСЯ В СИСТЕМУ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. Такое определение позволяет выйти за рамки синдрома. В предыдущих лекциях авторы пытались показать, как массовизация ведет к возникновению тоталитарных режимов в Италии и Германии. Именно такие свойства массовой ментальности, как коллективизм, аксиома "как все", связанные с агрессивной ксенофобией, преклонение перед харизматическим лидером, власть "партии нового типа", черно-белое восприятие мира, а главное - политизация, охватывающая все стороны социального существования личности и основанный на такой политизации энтузиазм - эти свойства и представляются основными для тоталитарного режима, будучи, впрочем, лишены стихийности проявления и введены в прочнейшие рамки государственных институтов. То есть сметающий все на своем пути поток массы на гребне волны приводит к власти "партию нового типа" во главе с харизматическим вождем, которые, получив власть от массы, стремятся эту власть удержать, на массу опираясь, а для этого сознательно консервируют массовую ментальность, не давая массе растекаться на вторичные социальные группы (не допуская демассовизации), но вводя этот бурный поток в бетонные берега тоталитарного государства. Физический и интеллектуальный террор, партократия, идеократия, диктатура и отсутствие нормальной законности, - все эти синдромные признаки тоталитаризма есть лишь следствия или проявления основной - массовой - характеристики режима. 2. Однако, всякая сущность видима нам лишь сквозь череду конкретных явлений, поэтому синдромное, "симптоматическое" описание все же необходимо, и, имея ввиду генетические признаки, следует попытаться назвать те черты, по которым мы можем судить, что перед нами - тоталитаризм. ............ |