Содержание
Введение
Глава 1. Социокультурные аспекты интеграции Российской высшей школы в Болонский процесс
1.1.Теоретические подходы к анализу проблем и перспектив Болонского
процесса
1.2. Механизмы адаптации ценностных ориентаций российского
студенчества к современным европейским социокультурным стандартам
Глава 2.Ценностные ориентации современной студенческой молодежи УдГУ
2.1. Ценностные основания и приоритеты деятельности студентов УдГУ
2.2.Динамика развития системы ценностей студенческой молодежи УдГУ
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Молодежная проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества. Проблемы молодежи включены в контекст многих научных исследований с целью выяснения тенденций изменений ценностных ориентаций, определения механизмов преемственности и взаимодействия со старшими поколениями.
Одним из основных институтов социализации в молодом и зрелом возрасте является высшее образование. Высшая школа через образовательную, научную и досуговую деятельность формирует нравственные качества человека, которые впоследствии могут способствовать закреплению его ценностных ориентаций и активной жизненной позиции.
Актуальность изучения ценностных ориентаций студенческой молодежи обусловлена, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и воспроизводства нормативных правил поведения. К важным и актуальным особенностям возрастной когорты российской студенческой молодежи можно также отнести усложнение процессов формирования системы ценностей, связанное с системным кризисом, перехода к рыночным отношениям. Такого рода кризис затрудняет воспроизводство существующих общественных структур, норм, традиций, а также формирование и развитие общества в целом [1]. Новая общественная среда требует от каждого индивида нового уровня сознания, иных моделей поведения.
Современная высшая школа, являясь одним из важнейших институтов социализации, также переживает кризис. Одним из механизмов его преодоления становятся интегративные международные программы. Эти процессы направлены на расширение сотрудничества европейских государств, на формирование новых информационных потоков и механизмов принятия совместных решений по наиболее важным вопросам организации системы высшего образования.
Вместе с тем, модернизация способствует и усилению кризиса традиционной системы ценностей, если социокультурные, исторические особенности общества оказываются учтены в недостаточной степени. Взаимодействие процессов модернизации и традиционализма является дискуссионным и противоречивым. Они рассматриваются как несовместимые вступающие в противоречие с традиционными ценностями, дополняющими друг друга, либо как соответствующие существующим культурным формам.
Стратегия вхождения российской высшей школы в Болонский процесс будет определяться на государственном уровне. Однако особенности протекания этих адаптационных процессов будут во многом зависеть и от молодежи, формирующей облик общества будущего. ............