Часть полного текста документа:Традиционная игрушка Японии ВВЕДЕНИЕ При взгляде на открытку с "игрушечной" картой Японии становится ясно, что игрушки в этой стране - дело весьма серьезное. В традиционной культуре Японии игрушки с раннего времени заняли видное место. Их использовали в различных магических и экзорцистских (очистительных) ритуалах, они стали важной составляющей многих праздников и активно вошли в систему благопожелательных символов. ИГРУШКИ - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ К числу "игрушечных" визитных карточек Японии в первую очередь принадлежат Кокэси и Дарума, которых можно часто встретить далеко за пределами страны, поскольку их очень охотно покупают многочисленные туристы из разных стран мира. Теперь их активно "догоняет" Манэкинэко ("кошка, призывающая счастье"). Манэкинэко, ставшая устойчивым, хотя и довольно поверхностным, с заметным коммерческим налетом, символом удачи и процветания, имеет долгую историю, отраженную в народных сказках и даже в буддийской и синтоистской религиозных системах. Одна из наиболее старых историй, письменно зафиксированных, принадлежит токийскому храму Гото-кудзи. Манэкинэко - "кошка, призывающая счастье" В истории храму Гото-кудзи говорится о том, что в 1615 году настоятель храма приютил бездомного кота. Храм находился в плачевном состоянии, но денег на ремонт и достойное поддержание его не было. Как-то настоятель посетовал: "Киска, я не виню тебя за то, что ты не помогаешь, в конце концов ты всего лишь кот. Вот если бы ты был человеком, тогда бы ты мог что-нибудь делать для нас". Вскоре после этого мимо храма проезжал даймё (князь) Ии Наотака (1590-1659), со славой возвращавшийся из военного похода. Внимание даймё привлек сидевший у храмовых ворот кот, манивший его лапой. Он остановился и вошел в храм, где его встретил настоятель. Мудрый монах произвел на князя впечатление, и тот дал средства для восстановления обители, которая затем стала родовым храмом семьи Ии. Храм сохранился до наших дней и проводит в начале весны церемонию, посвященную своему "кошачьему благодетелю", в связи с чем в одном из храмовых зданий продаются Манэкинэко. Существует много разных вариантов Манэкинэко, выполненных из глины и фарфора, папье-маше и дерева, сохранились даже старые каменные образцы. Имеются четыре особо значимых элемента: поднятая лапа, нагрудник, цвет и монета. С лапами так и нет точной определенности - какая что обозначает. Наиболее распространенная версия трактует левую лапу как приманивающую деньги, а правую - удачу. Есть вариант - левая приманивает клиентов, правая - деньги. Нагрудник, нередко нарядно орнаментированный, связывается с синтоистским божеством Дзидзо - покровителем детей и путников. На каменные скульптуры Дзидзо надевают нагрудники, обычно красного цвета, обращаясь к нему с просьбами. Прежде цвета манэкинэко были не столь разнообразны, как в настоящее время, но имели определенное значение. Так, купцы Киото любили черных котов, а в Эдо (Токио) их считали не очень благоприятными. В то же время в некоторых местах черные варианты выступали талисманами против болезней, а красные - специально против кори. Есть истории про золотую Манэкинэко, так же как и про добродетельного кота, стащившего две золотые монеты у своего богатого хозяина для заболевшего соседа-торговца, который его постоянно угощал свежей рыбой. ............ |