Доц. Касаева Л.В.
Кафедра социологии и политологии.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
В традиционной семье явно прослеживалось различие родителей при подготовке детей к будущей семейной жизни, обусловленное полом ребенка. Такая гендерная асимметрия выступала гарантией сохранения традиционной модели организации семьи.
Каждая культура порождает определенную модель семьи, члены которой, как правило, родители и дети, характеризуются определенным статусом, правами и обязанностями, соответствующим поведением. Не последнее место в специфике тех или иных супружеских или родительских ролей имеет половая принадлежность. В организации каждого конкретного общества большое значение имеет определение роли полов. Но лишь недавно стали понимать, насколько трудно установить специфику каждого пола. Подход к этой проблеме зависит от типа культуры, уровня научных знаний и идеологической основы данного общества. Образ мужчины и женщины складывался в сознании людей веками, исходя из исторически сложившихся стереотипов. Все наше существо, впрочем, как и семья, как бы поделено на два лагеря мужчин и женщин. Дифференциация мужчин и женщин выражается как в биологическом, так и в психологическом, социальном аспектах. Так как первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы его сознания и поведения как будущей личности, то именно в семье человек усваивает первые образцы феминности и маскулинности. Какова бы ни была биологическая предназначенность мужчины и женщины, семья как первичный институт социализации непосредственно влияет на формирование поведения людей разного пола.
10
Труды
молодых ученых № 1, 2006 Особенное значение семья имела при господстве традиционных форм социализации. Традиционное воспитание было органически связано с семьей, которая выступала как главный институт социально-демографического воспроизводства населения, главная производственная единица российского аграрного общества. Поэтому в число основных задач семьи в таком обществе входила передача молодому поколению установок на дальнейшее воспроизводство такой же семьи. Выполнение этой задачи осуществлялось через соблюдение молодыми людьми традиций и обычаев. По мнению Н.Ф. Беляевой, традиции и обычаи – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение устойчивые нормы и принципы взаимоотношения людей в обществе, охраняемые общественным мнением, а также привычные идеи, убеждения, взгляды и представления, воплощенные в различных формах общественного сознания. Именно поэтому большое место в жизни молодого поколения занимали традиционные нормы, регулирующие отношения полов. Крестьянская молодежь довольно много общалась во время полевых работ и в свободное от основной работы время (хоровод и посиделки). Соблюдение традиций, связанных с таким общением, подлежало строгому контролю семьи и общины в целом (через общественное мнение селения и непосредственное вмешательство старших). Девушки всюду составляли основу хоровода, но для конкретной крестьянской девушки вопрос о посещении хоровода решался неоднозначно. В семьях, где росло двое или больше сестер, в силу вступали представления о преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж и ограничения для младших сестер. ............