Часть полного текста документа:МГУЭСиИ Курсовая работа по теории государства и права на тему: Традиционные правовые системы: Китай. Выполнил: Москва 2001г. Содержание: 1. Введение. Антагонизм конфуцианства и легизма в правовой истории Древнего Китая. Общая характеристика китайской правовой системы......... .................. ........................... стр. 3 2. Источники права в Китае ....................................... стр. 6 3. Уголовное право. Танский кодекс .............................. стр. 9 4. Семейное право. Брак ............................................. стр. 13 5. Правовой статус отдельных групп населения............стр. 15 6. Регулирование имущественных отношений...............стр. 17 7. Судебный процесс ............ ....................................стр. 19 8. Заключение........................ ...................................стр. 19 Введение. Антагонизм конфуцианства и легизма в правовой истории Древнего Китая. Общая характеристика китайской правовой системы. Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния сразу двух противоборствующих философских учений, как правовая система древнего и средневекового Китая, в которой этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами поступательного развития права, его основ, принципов и институтов, а также механизмов правоприменения и традиционного правопонимания китайцев. Общей чертой этих двух философско-правовых школ было их стремление организовать жизнь китайского общества на рациональных, справедливых началах, понимаемых, однако, каждой школой по-разному. Учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века, имеет своим основным постулатом идею гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Средством поддержания данного порядка по конфуцианству является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм, закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении меры во всем, что должно побуждать человека к уступкам, компромиссам. В целом в общественных отношениях на первом плане должна находиться идея согласия и поиска консенсуса. Следует избегать осуждений, решений большинства. Предложенный выход должен быть свободно принят участниками, считающими его справедливым. На переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение. Требование строгого соблюдения "ли" ("моральные устои и обусловленное ими поведение" 1) определяло особое, принципиально отличное от легизма, отношение конфуцианства к законодательной форме как к некому эталону, образцу "правильного" поведения, не требующему во всех случаях ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты. Ритуально-этические нормы и требования составили основу того официально поддержанного способа регулирования отношений властвующих и подвластных, а также рядовых граждан между собой, выполнив тем самым функцию законов с одновременной политической и моральной санкцией за их неисполнение. Вследствие таких взглядов китайцы отрицательно относятся к идее строгого, абстрактного права. __________ 1 В. М. Рыбаков, предложивший это истолкование, уточняет, что здесь следует иметь в виду не формальные правила церемоний, а глобальную гармонизирующую правильность, уподобленную древнекитайскими мыслителями неизменной правильности круговорота процессов во всей природе. Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого - стремиться к согласию и ставить общественные интересы выше собственных. ............ |