Содержание
Введение
1 Традиционные установки русской культуры
2 Особенности формирования русской культуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Культурный архетип – базисный элемент культуры, формирующий константные модели духовной жизни. Формирование культурного архетипа происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта.
Культурный архетип раскрывает свое содержание не через понятие и дискурс, но иконически, т.е. посредством изобразительной формы.
Наиболее фундаментальны в составе культуры: универсальный архетип и этнический архетип (этнокультурный архетип).
Универсальный архетип культурный – укрощение огня, хаоса, творения, брачного союза, мужского и женского начал, смена поколений и др. суть смыслообразы, запечатленные общие базисные структуры человеческого существования.
Этнический архетип представляет собой каноны национальной духовности, выраженные и закрепленные основополагающие свойства этноса как культурной целостности.
В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определившие особенности мировоззрения, характера художественного творчества и исторической судьбы народа.
Как о русском этнокультурном архетипе можно говорить об ориентации на потаенную святость, выраженную в образах «града Китежа» или фольклорном Иисусе, а также о таких первичных образованиях русской духовности, как «отзывчивость» или «открытость», как устойчивая модель претворения представлений о России в женский образ и др.
Цель данной работы: попытаться выявить традиционные установки русской культуры, истоки и особенности формирования русской культуры, факторы формирования русского культурного архетипа.
РСтруктура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Традиционные установки русской культуры
Попытки выявить важнейшие традиционные установки русской культуры предпринимали многие отечественные мыслители. Одна из наиболее известных работ, направленных на решение этой задачи, принадлежит русскому философу XX века Н.О.Лосскому. В его книге «Характер русского народа», изданной впервые в 1957 г. в Германии, рассматривается ряд «первичных основных черт», отличающих культурно-исторический облик русского народа.
Лосский относит к ним:
- религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни; способность к высшим формам опыта, особенно заметная в области нравственного опыта, в общении;
- открытость души к «чуткому восприятию чужих душевных состояний» и интуитивному постижению вещей; могучая сила воли и страстность, проявляемая в общественной и религиозной жизни — в казачьем молодечестве, бунтарстве, фанатической революционности и т. д.;
- экстремизм и максимализм — «требование всего или ничего»; свободолюбие, доходящее до склонности к анархии и требующее деспотической государственной власти для обуздания анархического своеволия;
- патриотизм и национальное чувство, соединяющие в одно неразрывное целое любовь к родине, народу и государству;
- презрение к мещанству, к буржуазной сосредоточенности на собственности, на земных благах;
- народолюбие, выраженное в признании высокой ценности всякой личности, в идеализации крестьянства интеллигенцией и ее самоотверженном служении народу;
- прекрасное сочетание мужества с женской мягкостью; доброта, жалостливость, но и вместе с тем жестокость.
Лосский утверждает, что свобода духа, анархизм, максимализм, страстность и искание совершенного добра, связанные с постоянным «дерзким испытанием ценностей», ведут к неустойчивости форм жизни, опасным расстройствам общественного организма, преступлениям, бунтам. ............