Часть полного текста документа:СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Факультет: психологический. Специальность: психология. РЕФЕРАТ ПО ЭСТЕТИКЕ Тема: Трагическое и комическое; их проявления в жизни и в искусстве. Студентка 2 курса: Мозжерина Лилия Владимировна. 2002 год План: 1. Трагедия - невосполнимая утрата и утверждение бессмертия. 2. Общефилософские аспекты трагического. 3. Трагическое в искусстве. 4. Трагическое в жизни. 5. Сущность трагического. 6. Комическое - социокультурная реальность. 7. Выражение и восприятие комизма. 8. Комическое как противоречие. 9. Разрушающее и созидающее в смехе. 10. Типы и оттенки комизма. Мера смеха. 11. История комедийного анализа жизни. 12. Взаимодействие комического и трагического. Эстетически оценивая явления, человек определяет меру своего господства над миром. Эта мера зависит от уровня и характера развития общества, его производства. Последнее раскрывает то или иное значение для человека естественно - природных свойств предметов, определяет их эстетические свойства. Этим объясняется, что эстетическое проявляется в разных формах: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое и т. д. Расширение общественной практики человека влечет за собой расширение круга эстетических свойств и эстетически оцениваемых явлений. Остановимся более подробно на таких эстетических формах, как трагическое и комическое. 1. Трагедия - невосполнимая утрата и утверждение бессмертия. В истории человечества нет сколько-нибудь примечательной эпохи, которая не была бы насыщена трагедийными событиями. Человек смертен, и каждая личность, живущая сознательной жизнью, не может так или иначе не осмыслить своего отношения к смерти и бессмертию. Наконец, большое искусство в своих философических размышлениях о мире всегда внутренне тяготеет к трагедийной теме. Через всю историю мирового искусства проходит как одна из генеральных тема трагического. Другими словами, и история общества, и история искусства, и жизнь личности так или иначе соприкасаются с проблемой трагического. Все это и обусловливает важность ее для эстетики. 20 век - век величайших социальных потрясений, кризисов, бурных перемен, создающих то в одной, то в другой точке земного шара сложнейшие, напряженнейшие ситуации. Поэтому теоретический анализ проблемы трагического для всех нас есть в известном смысле самоанализ и осмысление мира, в котором мы живем. Определяя суть Четвертой симфонии П. И. Чайковского, И. И. Соллертинский пишет: "Трагедия - гибель - праздник..." (И. И. Соллертинский. Избранные статьи о музыке. Л. - М., 1946, стр. 98.) Перед нами эстетическая формула трагического, по которой построена не только эта симфония, но и поэма Маяковского "Владимир Ильич Ленин". Повествуя о смерти вождя революции, поэт передает скорбь народа. ............ |