ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА К СОЦИАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНТНОСТЯМ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Оглавление
Введение
Глава 1. Социальная компетентность и ее виды
1.1 Модель социальной компетентности Дж. Равена
1.2 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность «социальная педагогика»)
1.3 Описание социального педагога как профессионала
1.4 Набор компетентностей, востребованных профессиональным сообществом и критерии их отбора
Глава 2. Исследование социальной компетентности социальных педагогов
2.1 Описание выборки и специализации опрашиваемых социальных педагогов
2.2 Метод исследования и его этапы
2.3 Результаты исследования, выводы
Заключение
Список литературы
Введение
Потребность современного российского общества в квалифицированных специалистах, компетентных в вопросах оказания психолого-педагогической и социальной помощи нуждающимся категориям населения в последнее десятилетие приобрела ярко выраженный характер. В условиях политических, социальных, экономических преобразований страны требования к профессионализму и уровню подготовки социальных педагогов резко увеличились.
Анализ литературы по проблеме социальной компетентности показал, что как в зарубежных, так и в отечественных подходах существует разнообразие терминов, затрагивающих эту проблему.
В рамках социальной психологии такие авторы, как У. Пфингстен, Р. Хинтч предлагают под социальной компетентностью понимать владение «…когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий».
В зарубежной психологии существует поведенческий подход, в котором социальная компетентность рассматривается как совокупность навыков, умений, реализуемых в ситуации общения. С этой точки зрения социальная компетентность раскрывается как «поведенческие умения и навыки взаимодействия с другими людьми и регуляции собственного поведения». Таким образом, социальная компетентность есть «умение человека принимать и давать обратную связь в ситуации общения (где под обратной связью подразумевается умение дифференцировать стимул, понять, какие связи с этим возникают переживания и умение предъявить это другому человеку)».
В отечественной психологии проблема социальной компетентности описывается через приближенное понятие «социально-психологической компетентности» и «компетентности в общении».
Л.А. Петровская рассматривает понятие «компетентности в общении» как модель, состоящую из коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентностей. Под коммуникативной компетентностью понимается «эмпатическое свойство, означающее сопереживание; знание о способах ориентации в различных ситуациях и свободное владение вербальными и невербальными средствами общения». Перцептивная (когнитивная) компетентность означает «степень соответствия сформировавшихся когнитивных конструктов, стереотипов и образов научной картине мира». Компетентность же в области интеракции сводится к знаниям о природе социальных взаимодействий, механизмов влияния и эффективного поведения в ситуации общения.
По А.А. ............