Министерство образования и науки Украины
Контрольная работа
По предмету «Менеджмент»
на тему «Требования рынка труда при подготовке конкурентоспособных специалистов менеджмента»
Симферополь, 2009 г.
Глобальные трансформации, которые состоялись в экономике на рубеже XX -XXI веков, в значительной мере связанные со становлением «новой» экономики («информационной» или «экономики знаний»), ее суть отражается в информатизации, структурных сдвигах, росте инновационной активности и творческой роли человеческого капитала. От результативности отраслей новой экономики, к которым относят производство инноваций, предоставления информационно-коммуникационных и интеллектуальных услуг, образование, все больше зависят параметры и качество экономического развития. Как свидетельствует мировой опыт, те страны, где частица этих отраслей выше, демонстрируют лучшие социально-экономические результаты, их развития свойственная высшая степень постоянства. Да, результаты сравнения взноса новой экономики в ВВП в Украине и развитых странах не в интересах Украины. По данным экспертов, в развитых странах 85-90% прироста ВВП обеспечивают отрасли новой экономики, в Украине этот показатель достигает 8-9%, при этом ВВП Украины составляет 19% от ВВП стран ЕС.
Эволюция новой экономики приводит к институционным превращениям, изменений в системе взаимодействий «держава-бізнес-общество» и в ценностных установках и потребностях. Особенный интерес вызывают трансформационные процессы в образовании, поскольку это тот сектор новой экономики, где формируется носитель знаний - квалифицированный работник. Здесь можно выделить две группы проблем. Первая связанная с выявлением требований, что выдвигает новая экономика к существующей системе образования, поєднання которых определяет степень ее адекватности новым требованиям. Анализ этих проблем необходим, в частности, во время оценивания текущего состояния и выбора направлений модернизации менеджмент-образования.
Образование является социально-экономическим феноменом; это „основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины". Как один из секторов новой экономики образование предоставляет услуги, объем которых в Украине 2005 года составлял 4,9% ВВП. Одновременно образование является элементом социальной сферы: принадлежит к важнейшим социальным приоритетам и служит для оценивания результатов развития страны.
Для образования сегодня характерный рост объема знаний и скорости их обновления, появление новых умений и навыков, которые определяют успеваемость человека в обществе. При этом постоянное совершенствование в ответ на вызовы времени становится условием жизнеспособности системы образования. Особенную актуальность приобретает способность трансформироваться в соответствии с переменными требованиями окружения в менеджмент-образовании. Как заметил Ерик Корнуел, генеральный директор Европейского фонда развития менеджмента, „...после определенной стабилизации в области методов управления, курсов учебы и программ, высшие учебные заведения вошли в новый и, бесспорно, длительный период потрясений, связанных с глубокими изменениями в их деятельности и сотрудничестве с обществом".
Какие же факторы определяют необходимость модернизации современного украинского менеджмент-образования? Прежде всего, это обстоятельства, связанные с эволюцией новой экономики: постепенным изменением структуры отечественного производства: формированием информацийно-коммуникацийних рынков; расширением сектору аналитических, консультационных и маркетинговых услуг; усилением мотивации работников к приобретению и обновлению знаний, навыков, умений. ............