Часть полного текста документа:Требования к психодиагностическим методикам Короче говоря, нарушение психической совместимости наступает тогда, когда ты начинаешь сообщать другим людям правду о том, что ты о них думаешь. В. Конецкий. Начало конца комедии Основные типы психодиагностических методик В качестве основания для практичной типологии тестов, предлагаемой читателю, выбран принцип, описанный В. В. Столиным и А. Г. Шмелевым. Он основан на различии методических приемов, лежащих в основе тестов. Так, могут быть выделены следующие типы методик: 1) объективные тесты, в процессе выполнения которых испытуемый должен дать правильные ответы на предлагаемые задания. Как правило, это методики, направленные на оценку способностей (интеллект, память, внимание и пр.); 2) стандартизованные самоотчеты: тесты-опросники, открытые опросники и шкальные опросники; 3) проективные методики; 4) аппаратурные методики; 5) диалогические методики. Рассмотрим эти типы методик более подробно. 1. Объективные тесты Наиболее часто используются тесты интеллекта. При их выполнении испытуемый должен решать логические, арифметические, пространственные задачи. Время выполнения заданий в большинстве объективных тестов ограничено. 2. Стандартизованные самоотчеты 1) Тесты-опросники более часто используются в кадровой работе. Опросники (одномерные и многомерные/многофакторные) позволяют оценить сразу несколько психологических черт. В многомерном опроснике каждая измеряемая черта представлена группой вопросов (обычно семь и более). В качестве примера многомерных стандартизованных опросников можно привести знаменитые MMPI, тест Кэттела 16PF, CPI. По своему содержанию опросники - это списки вопросов или утверждений ("стимульных ситуаций") с заданными вариантами реакций (ответов) испытуемого на них. Возможные варианты ответов: • "верно" или "неверно" (опросник MMPI); • "да", "иногда", "нет" (опросник 16 PF). 2) Открытые опросники представляют собой анкеты, списки вопросов или неоконченных предложений, для которых предусмотрена особая форма обработки - контент-анализ (т.е. отнесение ответов к определенным стандартным категориям). Это биографические опросники, направленные на изучение психобиографии испытуемого - один из популярных на Западе методов прогноза профессиональной успешности. Широкое распространение получили так называемые "неоконченные предложения". В них испытуемому предлагают развернуто дописать фразы. Например: • Моя работа - это прежде всего... • Качества, которые больше всего ценятся руководством в сотрудниках фирмы - это... 3) Шкальные техники. В некоторых опросниках испытуемому предлагается оценить себя по одной или нескольким шкалам. Методика УСК (уровень субъективного контроля) Направлена на измерение локуса контроля (склонности к принятию на себя ответственности в различных сферах жизнедеятельности (работа, семья, межличностные отношения и пр.)). Инструкция теста: оцените, пожалуйста, каждое из приведенных ниже 44 утверждений по шестибалльной шкале от ?3 до +3. При этом оценка "?3" означает "совершенно не согласен", а оценка "+3" - "полностью согласен". ............ |