Часть полного текста документа:Тренев Константин Тренев Константин Андреевич (1878-) - советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни дореволюционной украинской и донской деревни. Первый рассказ "На ярмарке" был напечатан в газете "Донская речь" (1898). Крестьянин, сельский учитель, священник, торговец - основные образы в произведениях Т. ("Мокрая балка", "По тихой воде"). Лирическая окрашенность бытовых рассказов писателя сочетается нередко с ироническими, социально-заостренными зарисовками обывателей, представителей духовенства ("Заблудились", "На хуторе" и др.). Хорошее знание материала, красочное описание быта, мастерская передача языка персонажей, в частности диалогов - таковы достоинства прозы Т. Тонкий мастер пейзажа, Т. с особенной любовью рисует степные просторы, передает аромат степи, приближаясь нередко в своих описаниях к художественной выразительности и лиризму чеховских пейзажей. Решающую роль в творческом развитии Т. сыграл М. Горький, который поддержал молодого автора, внимательно следил за его дальнейшим ростом. Особенно высоко оценивал Горький повесть Т. "Владыка", напечатанную в 1911, и его украинские очерки. После революции Т. приобрел известность как драматург. Однако в первой своей пьесе "Пугачевщина" (напеч. в 1924, постав. на сцене Московского Художественного театра в 1925) Т. не дает исторически верного освещения пугачевского движения, не сумев освободиться от традиционной трактовки личности Пугачева и его роли буржуазными историками. Но уже в этой пьесе автор проявил себя как мастер сценического сюжета и живого сочного диалога. Вторая пьеса - "Любовь Яровая" (поставлена впервые в 1926 на сцене Малого театра; напеч. в 1927) - пользуется огромным и заслуженным успехом. Это одна из тех советских пьес, которые не сходят со сцены наших театров уже в течение двенадцати лет. Это единственная советская пьеса, показанная МХАТ в 1937 на Всемирной выставке в Париже. Художественно яркое обобщение героики гражданской войны, острота поставленных проблем, живость действия, драматизм сюжета, типизация характеров, наряду с подчеркиванием своеобразия каждого из них, индивидуализация речи персонажей выделяют эту пьесу среди других произведений советской драматургии. Пафос утверждения революции, изображение замечательного героизма людей, выковывавшихся в бурные годы гражданской войны (Любовь Яровая, Кошкин, Швандя), сочетаются в пьесе с резким разоблачением враждебных начал революции, с едким смехом над чуждыми элементами, примазавшимися к великому делу (Дунька Панова). В комедии "Жена" (1928), воспроизводящей быт и характеры, сложившиеся в условиях нэпа, образ Веры Грушиной, человека новой формации, противопоставлен целой галлерее бюрократов, карьеристов, спекулянтов, оживших в нэповской обстановке. В противоположность ярким и выразительным зарисовкам отрицательных персонажей - всей этой буржуазной накипи, положительные герои - инженер Грушин и его жена - изображены бледно и неотчетливо. В этом - слабость комедии. Пьеса "Опыт", написанная в 1933, ставит в центр внимания героический образ крупного советского ученого, смелого инициатора, труженика науки - Соболева, доводящего необычайный научный опыт до конца, невзирая на все трудности. ............ |