Дмитрий ПАНКОВ
«Тридцатьчетверка» прошла всю Великую Отечественную войну. Ни один танк не мог сравниться с этой боевой машиной. Он превосходил средние танки иностранных армий по основным характеристикам. В «тридцатьчетверке» сочетались огневая мощь, защищенность, подвижность.
«Танк Т-34 произвел сенсацию, - писал немецкий генерал Э. Шнайдер. - Этот русский танк был вооружен семидесятишести миллиметровой пушкой, снаряды которой пробивали броню немецких танков с полутора-двух тысяч метров, тогда как немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более пятисот метров, да и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую и кормовую части танка».
История Т-34 уходит в тридцатые годы, когда развитие советского танкостроения заложило основу для создания танка нового поколения.
Уже к 1939 году Советский Союз имел бронетанковые войска, которые по численности танков превосходили все армии мира. Самые массовые легкие танки Красной Армии Т-26 и БТ по своим тактико-техническим данным соответствовали требованиям середины 30-х годов и вполне удовлетворяли наших танкистов. Однако бронирование машин находилось на уровне первой мировой войны.
Ускорила создание Т-34 гражданская война в Испании. Советское правительство направило в Испанию для помощи республиканцам танки и танкистов-добровольцев. В Испании наши машины понесли большие потери. Выводы были сделаны правильные: танкам требовалась противоснарядная броня. Опыт боев на Халхин-Голе и озере Хасан подтвердил их объективность.
В создании среднего танка Т-34 вложили свой труд, знания и опыт многие сотни инженеров, техников, рабочих, но первым из них стал главный конструктор - Михаил Ильич Кошкин. Он принимал участие в разработке среднего танка с противопульным бронированием Т-29-5, первого отечественного танка с противоснарядным бронированием Т-46-5. В то время его броня не пробивалась снарядами 37-мм противотанковых пушек со всех дистанций, а снарядами 76мм пушек - с дистанций 1200-1300 метров. Танк Т-46-5 имел высокий уровень броневой защиты, но его огневая мощь и подвижность были ограничены. Практически, он предназначался только для поддержки пехоты.
В 1936 году из конструкторского бюро в Ленинграде Михаила Ильича Кошкина направили главным конструктором танкового КБ-190 Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна, получившего через год обозначение «завод № 183». Первой работой Кошкина в Харькове стала модернизация легкого колесно-гусеничного танка БТ-7, на котором впервые смонтировали дизельный двигатель.
В октябре 1937 года завод получил задание на разработку колесно-гусеничного танка БТ-20. Он предназначался для вооружения механизированных соединений и механизированных полков конницы.
В 1938 году на базе этого танка начались работы по созданию танка А-32. Впервые в отечественном танкостроении были применены броневые листы, расположенные под большими углами наклона, что повышало защитные свойства боевой машины. Впоследствии такой принцип построения бронезащиты стал классическим и широко применялся в танках всех стран.
23 сентября 1939 года состоялся показ техники руководству Красной Армии. А-32 преодолел
ров, эскарп, контрэскарп, колейный мост, поднялся по косогору и в заключение сбил носовой частью бронекорпуса большую сосну.
При подведении итогов смотра, Михаил Ильич сказал: «Я рассматриваю А-32, как прототип нового более мощного танка. ............