Часть полного текста документа:ТРИЗ-педагогика ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т.е. российской, а еще точнее советской) школы Г.С.Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения- виспользовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности. Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т.п. Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес. Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания. Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями. На сегодняшний день издано более 60 методических пособий, книг по педагогической тематике. Список литературы Альтов Г. И тут появился изобретатель.- М.: "Детская литература", 1989. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности.- Минск: "Беларусь", 1994. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель.- Санкт-Петербург: Изд. Буковского. 1995. Бухвалов В.А., Мурашковский Ю.С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся.- Рига: 1993. Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах.- Новосибирск, 1992. Гин А.А. Приемы педагогической техники.- М.: "Вита-Пресс", 1999. Гин А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина.- М.: "Вита-Пресс", 2002. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов.- М.: "Вита-Пресс", 2002. Гин С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов.- М.: "Вита-Пресс", 2001. ............ |