Часть полного текста документа:План. 1. Психология и трудовое воспитание. 2. Труд и всестороннее развитие личности 3. Психологические особенности трудовой деятельности школьников. 4. Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание. 5. Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников. 6. Список литературы. 1. Психология и трудовое воспитание Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогическиеколлективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке. В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания,формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сферепедагогических и психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организациютрудового и производственного труда школьника, более полно использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить еговоспитательную ценность. О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых ею проблем. Назовемнекоторые из них. Прежде всего здесь следует выделить проблему главного психологического "ядра" в трудовой подготовке школьников. Такое "ядро", какпоказали исследования Т. В. Кудрявцева, Э. А. Ферапоновой и других психологов, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умениевыполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей идругих качеств личности, важных для профессионального самоопределении школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлениемчеловека, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду. Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связаноформирование отношения к труду, как главной ценности. Много внимания психологи уделяют изучению психологического содержания трудовой деятельности профессионалов и составлениюна этой основе профессиограмм. Во многих случаях психологические знания используются с эвристическими целями для объяснения механизмов эффективности тех или иныхспособов обучения и воспитания для предсказания результатов их применения. В качестве такого механизма могут выступать мотив, потребность, интерес,самооценка. Многие психологические знания используются в целях объединения психологически сходных трудовых целей и способов действия, а такжеспособов обучения и воспитания. Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется под влиянием воспитания, социализации исамовоспитания. Личность - результат взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность,способности, характер и другие личностные свойства. Познакомимся с тем, как психологи исследуют психологическое содержание трудового воспитания, в частности, формированиевсесторонне развитой личности средствами труда. ............ |