Часть полного текста документа:Трудовая мобильность учителей и проблема сокращения педагогических кадров Комаров М.С., профессор, д.фил.наук, научный руководитель лаборатории Социологии педагогического труда Института педагогики и психологии при ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, Горшков В.Ю., заведующий той же лабораторией, Андрамонов М.В., научный сотрудник той же лаборатории Основная цель социологического исследования - выяснить отношение учителей к возможному процессу сокращения кадров в системе образования, которые, как известно, произойдет в ближайшие годы в связи с резким падением рождаемости в начале 90-х годов, степени, готовности учителей к этой ситуации. Наряду с этим ставилась задача определить психологические реакции и возможные последствия сокращения педагогических кадров. Предпринималась также попытка определения путей и способов трудоустройства учителей в случае сокращения кадров не только в сфере образования, но и в других областях. С этой целью был проведен анкетный опрос учителей Ярославской области. В опросе приняли участие 295 человек, из них 119 учителей сельских школ Гаврилов-Ямского, Любимского и Первомайского районов, городские педагоги представлены учителями общеобразовательных школ города Ярославля. В анкете, разработанной коллективом лаборатории, содержится несколько блоков, связанных с заявленными ранее целями и задачами исследования. Первый блок содержит вопросы, относящиеся к удовлетворению избранной профессией и удовлетворенностью различными аспектами трудовой деятельности (отношение с коллегами и администрацией, заработная плата, преподаваемый предмет, взаимоотношения с детьми, результаты собственного труда, возможность использования передовых технологий). Второй блок вопросов касался степени информированности учителей о возможном сокращении учительских кадров, их представлений о том, кто должен заниматься трудоустройством учителей. Основной блок вопросов анкеты затрагивал главную исследовательскую проблему - отношение учителей к сокращению кадров, новому трудоустройству, желанию учителей получить переподготовку и овладеть смежной или новой профессией. Следующий блок вопросов имел вспомогательное значение, сюда были включены вопросы относительно намерения учителей уйти из школы, мотивы подобных намерений и поиски другой работы. Эти вопросы можно рассматривать в качестве контрольных, т.е. направленных на выявление искренности суждений респондентов об удовлетворенности работой, их психологической готовности к сокращению кадров. Заключительный раздел анкеты - "паспортичка" включал в себя вопросы, относящиеся к половозрастной дифференциации учителей, стажу работы в школе (предполагалось, что именно этот фактор оказывает самое сильное влияние на удовлетворенность трудом и отношение к ситуации сокращения кадров), преподаваемых предметов и квалификационной категории. Обсуждение результатов Первый вопрос анкеты носил вводный характер и имел своей целью установить контакт с респондентом и получить информацию о том, какое учебное заведение закончили респонденты. Полученные данные свидетельствуют о том, что 78% учителей школ области обучались в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 13% закончили Костромской пединститут, более 6% окончили педагогический колледж. ............ |