Часть полного текста документа:Труверы Труверы (ед. ч. troveres, trouveres, от глагола trover, trouver - находить, изображать, сочинять) - так назывались в средневековой Франции, с конца XI до начала XIV в., поэты, слагавшие произведения как лирические, так и эпические или повествовательные (героические поэмы, романы, фабльо). В некоторых случаях Т. являлись лишь авторами произведений, исполнявшихся другими лицами, но очень часто они были жонглерами или менестрелями, т. е. сочинителями и исполнителями одновременно. Наряду с этим в литературоведении существует употребление слова Т. в узком значении (по аналогии с "трубадурами") - исключительно лишь как лирических поэтов Франции в названную эпоху. В дальнейшем имеется в виду только это значение. Поэзия Т. распадается на три основных периода. В первый, докуртуазный, период (до середины XII в.) творчество Т. носит анонимный характер и содержит, в отношении как формы, так и тематики, много черт народной поэзии (ритмы, припев, параллелизм с миром природы и животных, календарные и обрядовые мотивы), в большей или меньшей степени стилистически переработанных. Главные жанры - романсы или "ткацкие песни" (chansons d'histoire, chansons de toile), излагающие какую-нибудь трогательную любовную историю, песни плясовые и весенние (rondel, reverdie, retroenge и т. п.), песни - жалобы на женскую долю (chansons de mal mariee), пасторели и т. п. Все эти песни дошли до нас в поздних списках и обычно уже в переделанном виде. Для них характерны простота языка и большая непосредственность. Во второй период (приблиз. 1150-1240) поэзия Т. приобретает усложненный, определенно личный и куртуазный характер. Содержание для этой поэзии дает новое светско-рыцарское мировоззрение с его культом земной радости и любви, понимаемой как чувство, возвышающее человека, и переходящей часто в экзальтированный "культ дамы". Выросшая из тех же общих условий, что и поэзия трубадуров юга Франции (см. "Трубадуры"), эта лирика Т. по своей тематике и стилистике очень близка к ней. Она испытала кроме того и прямое, довольно сильное, влияние поэзии трубадуров благодаря интенсивному литературному обмену, происходившему между Провансом и Францией в XII в. (поездки Т. во Францию, насаждение провансальских литературных вкусов и нравов двумя дочерьми "первого трубадура" - Гильельма, графа Пейтьеу (Пуатье), из которых одна стала королевой французской, другая - графиней шампанской). Эта "провансализирующая" (наиболее аристократическая) линия в лирике Т. характеризуется сложной, условной фразеологией и очень приподнятой концепцией любви, причем, однако, мы не встречаем здесь нарочитой установки на "темный стиль" (trobar clus) некоторых трубадуров. Образцом такой вычурной поэзии может служить лирика Кретьена де Труа. Другие крупнейшие Т. периода - Блондель де Нель, Конон Бетюнский, Тибо Шампанский - король Наварры и т. д. Более непосредственна и проста поэзия Гаса Брюлэ и особенно Колена Мюзе, у которого вновь оживают мотивы и формы народных песен. Преобладающие жанры периода - песня (chanson), прение (debat и разновидность его - jeu parti), альба (albe), сирвента (serventois - полемического или агитационного характера), переработанная в куртуазном духе пасторель и т. п. Третий период, соответствующий выступлению городского сословия, характеризуется в лирике Т. показательным перерождением рыцарских жанров и стиля. ............ |